Несмотря на явный дефицит специалистов во всех сферах российской экономики, особенно в реальном секторе, закрывать потребности предприятий за счет массового привлечения молодежи просто бессмысленно. Очевидно, что даже если таким образом удастся решить насущные проблемы рынка труда, в результате уже в ближайшие годы технологическая пропасть между Россией и другими странами достигнет непреодолимых масштабов, и ни о каком технологическом суверенитете говорить не придется.
Многие эксперты видят залог развития эффективной и высококонкурентной в мировых масштабах национальной экономики именно в молодежном предпринимательстве. Ведь никто, кроме молодого поколения, не обладает такими ярко выраженными способностями к использованию новых технологий в повседневной жизни, пониманием будущих потребностей рынка товаров и услуг, а также стремлением к самореализации в быстро меняющемся глобальном технологическом контексте.
В разговоре с "РГ" основатель и президент Университета управления "ТИСБИ" Нэлла Прусс называет возведение молодежного предпринимательства в статус одного из важнейших направлений нового национального проекта важным стратегическим решением.
"Это однозначно поможет создавать новые рабочие места, дополнительно простимулирует экономический рост и развитие инноваций, а также повысит социальную мобильность и вовлеченность молодежи в экономическую деятельность. Поддержка молодых предпринимателей поможет формировать культуру предпринимательства и поспособствует устойчивому развитию страны", - уверена она.
С этим мнением соглашается и директор региональной сети школ "Алгоритмика" Андрей Тихомиров. Он отмечает, что в условиях современного технологичного общества именно благодаря инициативности молодого поколения будет рождаться значительная часть новых бизнесов. Именно поэтому так важно, чтобы эти инициативы сопровождались доступом к образованию, менторству, финансированию и эффективным мерам господдержки.
"При поддержке в виде образовательных программ, акселераторов, грантов и налоговых льгот, юные бизнесмены способны закрыть потребности страны в развитии новых направлений. Удачное включение предпринимательства в нацпроект может стать стимулом для повышения социальной мобильности и раскрытия потенциала молодежи", - подчеркнул собеседник "РГ".
Опрошенные эксперты приводят совершенно разные сферы, в которых молодежь может реализовать свои предпринимательские качества. В качестве наиболее привлекательных проректор ГУУ Павел Павловский называет направления, требующие свежего взгляда и креативного мышления: экономика впечатлений, IT, высокотехнологичные сферы с высоким уровнем передела и все отрасли экономики впечатлений. Но, помимо этого, смелость и оригинальность, свойственные молодым предпринимателям, могут стать подспорьем даже в традиционных сферах предпринимательства, особенно в регионах с отстающими показателями экономического развития, уверен эксперт.
Вице-президент Московской ассоциации предпринимателей Олег Матюнин в разговоре с "РГ" и вовсе приводит далеко не самую очевидную сферу приложения молодежных предпринимательских качеств. По его мнению, именно юные бизнесмены могут вдохнуть новую жизнь в сферу соцзащиты, особенно в небольших городах, где эти организации испытывают серьезный кадровый дефицит. Именно здесь, по словам эксперта, могут воедино сойтись государственная поддержка, первые шаги в бизнесе, высокая социальная значимость и почетность этого дела. Притом что расценки на услуги молодого социального предпринимателя должны быть адекватными, их доход может быть в том числе просубсидирован государством.
"Ну а дальше - проработка технологии помощи, мозговые штурмы и точки роста: много-много задач для молодых умов, - подчеркнул Олег Матюнин. - Это как минимум станет отличным опытом того, как талантливо соединить логистику, краудфандинг, волонтерство, бизнес, пиар, и поможет сформировать для будущего себя отличное портфолио незаурядного, полезного обществу и государству бизнесмена".
Андрей Тихомиров из "Алгоритмики" добавляет, что юные бизнесмены могут создавать и передовые образовательные технологические проекты, ведь, по сути, они являются главными амбассадорами внедрения инноваций в учебные процессы, так как сами выросли на онлайн-курсах.
В целом молодые предприниматели не обладают какими-то принципиальными преимуществами перед их старшими коллегами. Но определенный набор качеств, выделяющий их среди других бизнесменов, все же есть. Член Национальной Федерации профессиональных менторов и коучей Елена Голубович считает, что благодаря высокой технологической адаптивности молодые люди быстрее осваивают цифровые инструменты, так как их собственное взросление и становление неразрывно с ними связано.
Нэлла Прусс в беседе с "РГ" отметила, что молодые предприниматели не только технологически грамотны, но и обладают инновационным мышлением, гибки и адаптивны к изменениям, а также имеют широкие сетевые возможности, обладают большим энтузиазмом и лучше понимают современные тренды. Эти качества и помогают им быстрее реагировать на новые вызовы и возможности, создавая инновационные бизнесы.
"Кроме того, в силу возраста у них есть больше времени для реализации долгосрочных стратегий и проектов. А также кто, если не молодые предприниматели, хорошо понимает молодежную аудиторию, которая сегодня становится основным потребителем товаров и услуг", - добавляет Андрей Тихомиров.
Важно, что сами молодые люди положительно относятся к возможности запустить свой бизнес. Собеседница "РГ", ссылаясь на данные Агентства стратегических инициатив, отмечает, что 97 процентов молодых россиян хотели бы стать предпринимателями, но при этом половина из них не знает, с чего начать этот путь. Поэтому крайне важно начинать прививать такие компетенции как можно раньше - тем более что по законам РФ с согласия родителей ребенок может стать индивидуальным предпринимателем уже в 14 лет.
"Поэтому поддержка и содействие предпринимательской активности молодежи сегодня служит одним из национальных приоритетов и является важным шагом, направленным на устранение ключевых барьеров, с которыми сталкиваются молодые бизнесмены, включая недостаток опыта, ограниченный доступ к рынкам и финансированию", - добавляет Елена Голубович.
Основатель платформы для работы с самозанятыми "Консоль.Про" Михаил Провизион тоже считает, что начинать развивать предпринимательские навыки нужно в вузе, колледже, а лучше - еще в школе. Но для этого нужны специальные программы или факультативы по предпринимательству. Собеседник "РГ" отмечает, что это снизит степень романтизации технологического бизнеса у молодежи - ведь иллюзии о том, что хороший продукт сам себя продаст и что рынку нужны только инновации, в итоге приводят к разочарованию или даже банкротству. В то же время такие курсы помогут заложить действительно важные основы предпринимательства.
"В России уже есть успешный опыт обучения предпринимательству. Например, проект "Предпринимательский класс в московской школе" создан, чтобы формировать у детей бизнес-мышление и подтолкнуть их к разработке и запуску собственных проектов, - рассказывает Михаил Провизион. - На специальных занятиях подростков знакомят с финансовыми продуктами, механизмами для открытия своего дела. Также дети изучают нормативные документы для ведения предпринимательства и прочие элементы правовой основы".
Нэлла Прусс рассказывает, что опыт введения предпринимательских программ в образовательные планы всех учебных направлений и для разных форм обучения - бакалавриата, магистратуры, специалитета - помогает студентам запускать успешные проекты.
Исполнительный директор Московского гарантийного фонда Антон Купринов добавляет, что зачастую первые шаги в бизнесе делаются в студенческих коллективах и даже в школьном возрасте. Поэтому в отношении молодых предпринимателей эффективно работают различные акселераторы, менторские программы, программы наставничества, а также включение молодых предпринимателей в общественные рабочие группы и советы при органах власти.
Впрочем, не все эксперты считают высшее образование залогом успешного предпринимательства. По мнению Олега Матюнина, если молодой человек или девушка получили опыт предпринимательства до поступления в вуз, увидев настоящую жизнь и столкнувшись с трудностями, они смогут получить ясное понимание области, в которой им не хватает компетенций. И тогда выбор вуза и направления обучения смогут стать элементом личной стратегии развития в бизнесе.
"Есть и другой сценарий: запустив успешный проект, молодые люди откажутся от поступления в вуз по бесполезной для них в общем-то специальности. Это поможет свести к минимуму ситуации, когда вчерашние школьники поступают в университет только ради корочки и тратят несколько лет впустую", - говорит эксперт.
Елена Голубович добавляет, что малый бизнес - в целом наиболее доступная форма профессиональной самореализации для активной молодежи. В этом смысле учеба в вузе по действительно интересной специальности помогает выстраивать карьерные лифты между наукой и бизнесом, что крайне важно в контексте устойчивого роста цифровой экономики и расширения возможностей для гибкой занятости.
В любом случае собеседники "РГ" советуют родителям обращать внимание на некоторые особенности поведения их детей, намекающие на большой предпринимательский потенциал. Ведь поддержка родителей не менее важна, чем конкретные способности и навыки ребенка.
"Признаков этих задатков много. Главные, я думаю, заключаются в целеустремленности, желании и умении находить нестандартные решения задач, которые подбрасывает жизнь, и в преобладании разума над эмоциями. Предпринимательский потенциал прежде раскрывается в высокой степени самостоятельности ребенка - он как Дядя Федор из Простоквашино", - шутит Олег Матюнин.
Михаил Провизион приводит в пример детский интерес к игре в магазин. Он считает, что предпринимательский потенциал проявляется, когда ребенок мастерит поделку и пытается ее продать. Либо чтобы заработать немного карманных денег спрашивает у родителей, можно ли найти покупателей на его старые игрушки.
"Самые важные черты - готовность идти на риск, системное мышление и стремление глубоко разбираться в вопросе. А вообще такой потенциал есть в каждом ребенке. Важно его вовремя и правильно поддержать: организовать обучение, инициировать проектную деятельность, создать соответствующую домашнюю среду", - подытожил эксперт.