Впрочем, и отдельно к прогнозу Saxo Bank нельзя относиться совсем несерьезно, некоторые из ранее сделанных банком предсказаний сбылись с пугающей точностью, поэтому их давно перестали считать ненаучной фантастикой. Тем более что о росте доли электротранспорта в Китае последнее время сообщалось с завидной регулярностью, а эффективность сделки ОПЕК+ ставилась под сомнение многими экспертами. Причем оба прогноза появились буквально накануне министерской встречи участников ОПЕК+. Она состоится 5 декабря, и на ней альянс должен определиться, как будет действовать в 2025 году.
На рынке почти все уверены, что ОПЕК+ отложит наращивание добычи нефти, запланированное ранее на начало 2025 года. Разногласия есть только по срокам, некоторые считают, что выход из добровольных сокращений будет перенесен на февраль, другие - на второй квартал следующего года.
Но это не означает, что для развала ОПЕК+ нет причин. Доля стран ОПЕК+ в глобальном предложении нефти в мире снижается. Они сокращают добычу, а их место занимают поставщики из стран, не участвующих в сделке.
По словам эксперта по энергетике Кирилла Родионова, главным триггером распада сделки будет даже не сам по себе рост добычи и экспорта из стран ОПЕК+, а намерение администрации нового президента США Трампа увеличить добычу и экспорта нефти из США. Это будет сделано за счет строительства экспортных нефтеналивных терминалов в Мексиканском заливе и снятия ограничений на проведение буровых работ в США.
Эксперт отмечает, что в Китае действительно сокращается спрос на бензин. По оценке Минэнерго США по итогам августа 2024 года он сократился на 14% в сравнении с аналогичным периодом 2023 года. А доля электрокаров и подключаемых гибридов в структуре продаж новых легковых авто в Китае впервые превысила 50%.
Влияет на спрос на нефть и демографическая стагнация в Китае, уточняет Родионов. В стране не растет численность населения. А с другой стороны сказывается экономическое торможение, в 2023 году прирост ВВП в Китае составил 5,2%, в октябрьском прогнозе МВФ, по итогам 2024 года ожидается - 4,8%, а в 2025 году - 4,5%.
Согласно ноябрьскому прогнозу ОПЕК, в 2024 году прирост спроса на нефть в Китае составит 450 тыс. баррелей в сутки (б/с), а в 2025 году - 310 тыс. б/с. То есть спрос растет, но достаточно скромными темпами, к тому же постепенно замедляется. Сочетание этих факторов дает рынку достаточно внушительный медвежий (на понижение) сигнал, совладать с которым будет очень сложно странам ОПЕК+, и на выходе мы получим распад сделки. Следующий год станет последним годом, когда сделка ОПЕК+ будет иметь какое-то формальное значение, считает Родионов.
С этим согласны далеко не все. Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов отмечает, что правительственные стимулы в Китае направлены на множество секторов экономики. В 2025 году власти обещают увеличить стимулирование экономического роста, что, скорее всего, приведет к увеличению потребления нефтепродуктов, что будет частично нивелировать снижение потребления топлива в стране за счет перехода на электромобили.
А по мнению старшего директора по корпоративным рейтингам агентства "Эксперт РА" Филиппа Мурадяна, ОПЕК+ эффективно справляется со своей задачей поддержания ценовой стабильности на рынке нефти, позволяя странам-участницам решать задачи финансирования своих бюджетных расходов. Рост использования электромобилей в Китае действительно сильно сдерживает спрос на нефть в Поднебесной, но есть и другие развивающиеся страны, наращивающие потребление нефти, например, Индия. Поэтому в будущем году ОПЕК+ продолжит работать на мировом рынке нефти и совместно координировать на нем свои действия, считает эксперт.
Для эффективности сделки важно соблюдение ограничений со стороны крупнейших игроков, как Россия и Саудовская Аравия, считает портфельный управляющий УК "Альфа-Капитал" Дмитрий Скрябин. Сильное снижение цен на нефть может привести к развалу сделки, поскольку часть участников предпочтут сохранить рыночную долю в бизнесе и объемы продаж нефти, несмотря на снижение цен. Но пока экономика показывает рост в пределах 4-5% говорить о сокращении спроса на нефть не приходится, уточняет эксперт.
По мнению главного экономиста Института экономики роста им. П.А. Столыпина Бориса Копейкина, организационные изменения в альянсе возможны. В предыдущие годы некоторые страны выходили из ОПЕК. Но координация между крупнейшими производителями, учитывая важность нефтяной отрасли для экономик и бюджетов, необходима. Сейчас она успешно проходит в рамках ОПЕК+. И, очевидно, продолжится. Вероятнее всего в рамках существующей структуры.
Эксперт подчеркивает, что мировой спрос на нефть довольно стабилен и растет. На Китай приходится примерно 16% мирового потребления нефти и нефтепродуктов. И динамика спроса в стране в значительной мере определяет ситуацию на глобальном рынке. На фоне небольшого роста внутренней добычи нефти и относительно вялого спроса в нефтехимии за январь-октябрь этого года страна сократила импорт нефти на 3,4%. Но это произошло после пика импорта прошлого года. И пока не говорит о снижении потребления. Прогнозы расходятся относительно того, в каком году потребление нефти в Китае начнет снижаться. Вероятно, это может произойти в ближайшие годы, но никто не ожидает, что снижение будет резким. Сокращение потребления топлива в транспортной отрасли будет в значительной мере компенсироваться ростом спроса в нефтехимии куда сейчас идут большие инвестиции.
При этом в большинстве развивающихся стран потребление продолжает быстро расти, влияя на глобальную динамику. В той же Индии, по ожиданиям, потребление в этом году превысит прошлогоднее на 3,5-4%. Прогноз МЭА о том, что пик мирового спроса придется на 2030 год один из самых консервативных. Например, базовый прогноз крупного инвестбанка Goldman Sachs исходит из пика спроса в 2034. А в случае более медленного перехода на электротранспорт и из продолжения роста спроса после 2040 года, уточняет Копейкин.