Как заявил в ходе круглого стола Ассоциации цифровых платформ "Будущее цифровых платформ и экосистем: поиск разумного баланса регулирования" директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга Никита Кузнецов, популярность сервисов доставки создает для экономики России серьезные проблемы - число курьеров и упаковщиков уже исчисляется миллионами, и в большинстве своем это "здоровые, физически сильные люди", которых так не хватает в других секторах экономики.
По словам Кузнецова, в России сейчас работают не менее полутора миллионов курьеров, а также около полумиллиона упаковщиков, сборщиков заказов и других сотрудников.
Доцент кафедры менеджмента МОФ РАНХиГС Михаил Перельман отмечает, что платформенная экономика преимущественно относится к сфере услуг. "Если она и вымывает чьи-то кадры, то не у производства и сельского хозяйства, а именно у сферы услуг. Большинство занятых в платформенной экономике на постоянной основе давно утратили прежние рабочие квалификации (если имели их вовсе). Логично предположить, что в случае ухода с платформ, работники вернутся в знакомую и понятную им сферу услуг, а не пойдут на сложное современное промышленное производство", - считает эксперт.
Попытки противопоставить платформенную экономику и производственный сектор очень напоминают уже почти забытые попытки времен начала становления в России рыночных экономических механизмов противопоставить друг другу сферу распределения, представленную тогда классической торговлей, и производство, отмечает он, и добавляет: сервисы доставки с курьерами сегодня есть не только у платформ, но и у крупных розничных сетей.
"Не секрет, что современный горожанин работает зачастую с большим объемом сверхурочных, включая работу в выходные - об этом свидетельствует статистика. Такой рабочий день, уровень производительности возможен только в том случае, когда не один и не два часа в день ему для этого высвобождают курьерские доставки и пункты выдачи заказов. Когда он может поехать домой и на работу на доступном такси. Когда дома у него шкаф собирает вызванный через платформу мастер", - добавляет глава Международной ассоциации развития маркетплейсов и предпринимателей Алексей Молодых.
При этом, по его словам, кадровые проблемы российской промышленности никак не усугубляются развитием платформенной занятости. "Так, динамика Индекса реализуемости планов занятости (ИРПЗ) позволяет констатировать, что в III кв. 2024 г. в большинстве отраслей промышленности кадровые планы, обозначенные руководителями кварталом ранее, были реализованы", - подчеркивает Алексей Молодых.
Председатель независимого профсоюза "Новый труд" Дарья Митина отмечает: "Больше половины из курьеров (56% - по данным за прошлый год) - это подработчики. Среди них - студенты, пенсионеры и даже женщины с детьми. Работа же на предприятиях требует высокой квалификации и узкопрофильных знаний. Промышленности нужны сварщики, токари, операторы пусконаладочных станков и другие дефицитные специалисты. Подавляющее большинство курьеров такими компетенциями не обладает. Причины дефицита кадров в реальном секторе - в другом. В дисбалансе зарплат и провалах образовательной политики конца 90-х, когда развалилась система профтехобразования и стремительно упал престиж рабочих профессий. И решить эту задачу можно только через совершенствование соцполитики. Нужна разработка отраслевых систем оплаты труда, о которых говорил президент, создание привлекательных условий для работы на предприятиях. Далеко не везде сотрудникам готовы предоставлять соцпакет, включающий медицинское страхование, обучение и дополнительную материальную поддержку при выходе на пенсию. А ведь это один из самых эффективных способов мотивировать работников, повысить их лояльность. Не менее важно ускорить трансформацию системы образования - в первую очередь, среднего специального. Синхронизировать задачи системы СПО с потребностями экономики, скорректировать программы обучения, стимулировать работодателей, поддерживающих учреждения СПО. И главное, наладить эффективную систему прогнозирования кадровой потребности на предприятиях".