Так, по данным ГНС, на конец октября промаркировано более 105 тысяч тонн ГСМ, из которых 58 тысяч - дизельное топливо и 47 тысяч - бензин. По итогам октября поступило 513,3 миллиона сомов акцизного налога на горюче-смазочные материалы, что на 117,5 процента больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Напомним, кабинет министров КР одобрил реализацию инициативы государственно-частного партнерства. Внедрение обязательной маркировки топлива в режиме так называемой "проектной песочницы" произойдет в пилотном порядке. Уже с первого января 2025 года в Кыргызстане, отметили в Налоговой службе, будет запрещен оборот бензина и дизтоплива, не соответствующих новым требованиям.
Каким образом маркируется топливо, корреспонденту "РГ" рассказал начальник отдела контроля за подакцизными товарами и маркировки ГНС Бакыт Акматов.
- Топливный маркер состоит из углерода, водорода и азота, - пояснил он. - По составу он идентичен бензину и дизельному топливу. Добавляется в пропорции одна доза на миллион. Это примерно семьсот граммов на цистерну объемом в 60 тонн. Маркер не изменяет цвета и физических свойств топлива. Чтобы это выяснить, проводились специальные испытания в соответствии с техническим регламентом по безопасности ГСМ. Но при этом есть специальные анализаторы, с помощью которых выявляют наличие или отсутствие маркера.
Маркер, как и анализатор, производит компания из Сингапура, специализирующаяся на создании передовых оптических материалов и платформ с использованием собственных нано-и молекулярных технологий. По словам Бакыта Акматова, аналоги этой продукции пытались найти в России. Но в РФ маркировка спектральная, и применяется она исключительно в коммерческих проектах в небольших масштабах, чаще всего для отслеживания расхода топлива.
- Россия и Казахстан - нефтяные страны, в которых внутренний рынок бензина и дизельного топлива субсидируется государством, - отметил он. - Собственно говоря, у них нет больших проблем с контрабандой ГСМ. Впрочем, в РК применяется практика "окраски" дизеля в рамках льготной программы для сельхозпроизводителей. Возможно, нашим опытом заинтересуются и коллеги по ЕАЭС.
Маркировка ввозимого в республику топлива будет проводиться на нефтебазе "Кант", а его практическая проверка - непосредственно на автозаправочных станциях. ГСМ, не прошедшие такой тест, - контрабанда.
- Судьба таких горюче-смазочных материалов и их владельцев будет решаться в судебном порядке, - пояснил Бакыт Акматов. - В рамках действующего законодательства есть несколько вариантов принятия решений - изъятие в доход государства, уничтожение, возврат с выплатой штрафа в пользу государства. При этом за оборот немаркированной продукции в больших объемах наступает уголовная ответственность с наказанием до пяти лет лишения свободы.
Еще один новый инструмент, который начали применять вместе с маркировкой ГСМ, - замер их фактических объемов.
- За последние восемь лет показатели легального рынка Кыргызстана, по большому счету, не менялись, - констатировал Бакыт Акматов. - И это при том, что количество автомобилей в стране значительно выросло, следовательно объем потребления горюче-смазочных материалов увеличился. Поэтому принято решение ввести процедуру не только маркировки, но и физических замеров объема завозимого топлива. Ранее ничего подобного не происходило. Поставщики декларировали продукцию, и это было все. Оба эти новшества серьезно повлияли на данные об импорте ГСМ и налоговые отчисления.
Вместе с тем
Партнером проекта по технической части стало государственное предприятие ОАО "Учкун". Его специалисты прошли обучение и получили необходимые сертификаты. Выбор в пользу "Учкуна" сделан в связи с тем, что госпредприятие является производителем защищенной печатной продукции с применением аналогичных молекулярных маркеров.