В рамках Стратегической сессии на круглом столе обсуждались итоги работы по планированию северного завоза и вопросы совершенствования его логистики.
Напомним, 1 апреля 2024 года в России вступил в силу новый федеральный закон "О северном завозе". Ранее единой нормативно-правовой базы, определяющей порядок взаимодействия участников северного завоза, их права и обязанности, не существовало.
"Главные цели нового закона - бесперебойная поставка грузов жизнеобеспечения и сокращение сроков их доставки", - отметил первый заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов.
В северном завозе участвует 21 регион, 170 муниципальных образований и 2950 населенных пунктов. Благодаря этому получают необходимые товары и продукты свыше двух миллионов россиян.
"План северного завоза на 2024 год составил 3,4 млн тонн, при этом завезли уже порядка 99% грузов. Полностью выполнили завоз в Республике Саха (Якутия), на Чукотке, в Красноярском крае, в Ненецком автономном округе, на Сахалине и Республике Коми", - рассказала директор департамента развития приоритетных территорий Дальнего Востока и Арктики Минвостокразвития РФ Мария Перова.
Среди проблем в логистике, требующих первоочередного решения, участники круглого стола назвали интеграцию действующих транспортных информационных систем в единую систему северного завоза, необходимость развития и модернизации опорной транспортно-логистической инфраструктуры, включающей 346 объектов.
Отдельное внимание было уделено запуску пилотного проекта в Чукотском автономном округе по созданию Единого морского оператора. По словам первого заместителя гендиректора АО "Русатом Арктик" Дмитрия Матвиишина, продолжается работа над концепцией и принципами правового регулирования пилотного проекта, которая будет внесена в Правительство РФ. Начать поставки грузов на Чукотку в рамках пилотного проекта Единый морской оператор должен уже с 1 мая 2025 года.
По словам руководителя проектов АНО "Информационно-аналитический центр Государственной комиссии по вопросам развития Арктики" Константина Минаева, у каждого региона свои особенности, уникальные обстоятельства логистики. Нельзя взять один успешный опыт и просто перенести в другой субъект.
"Якутия является лидером по организации северного завоза. У нее больший объем завоза, большой опыт и выстроенная система планирования, но их опыт нельзя транслировать, просто скопировав", - отметил эксперт и добавил, что успешный опыт по созданию централизованной системы планирования продемонстрировала Сахалинская область.
Участники дискуссии обсудили механизмы снижения ценовой нагрузки, и высказались за унификацию региональных систем управления северным завозом. Лучшие практики по организации северного завоза представили делегаты из разных субъектов, в том числе из Республики Саха (Якутия), Магаданской области, Чукотского автономного округа.