Вокруг столичного метро существует масса слухов. Чего стоят, например, вечные разговоры о закрытых станциях и метро-2 - секретной правительственной ветке, прорытой на случай войны и ведущей чуть ли не на дачу Сталина. Но самая пугающая история - о призрачном поезде на старой Кольцевой. Якобы каждую полночь в полнолуние по кольцу едет поезд старого образца, машинист одет в форму 1940-1950-х годов, пассажиры тоже словно из прошлого. Подходить к составу и уж тем более заходить в вагоны нельзя - говорят, из такой поездки никто еще не возвращался. По легенде, в поезде ездят души рабочих, погибших при строительстве подземки.
У этой легендарной улицы тоже есть целый список примечательных и порой мистических историй. В XIX веке здесь была сосредоточена светская жизнь - на улице располагались модные магазины и казино. В последних регулярно оставляли целые состояния аристократы того времени. После этого в расстроенных чувствах они выходили на улицу в поисках экипажа, чтобы уехать домой. И вот на сером экипаже услужливо подъезжал извозчик, который предлагал отвезти игроков за треть обычной цены. Тех, кто соглашался, больше никто не видел.
Еще одна история, кстати, тоже связанная с конным экипажем - якобы под его колесами погибла француженка Жужу, любовница крупного предпринимателя Саввы Морозова. Девушка выскочила на дорогу, услышав крики мальчика-газетчика о том, что известный меценат покончил с собой. Говорят, призрак Жужу до сих пор бродит по улице, а встреча с ним сулит девушкам разлуку с любимым.
Мистическую силу приписывают и некоторым картинам из собрания Третьяковской галереи. Корнями легенды уходят в историю - считается, например, что картина "Утро стрелецкой казни" Сурикова стала причиной долгой тяжелой болезни дочери Павла Третьякова, поэтому долго на нее лучше не смотреть. А вот на портрет Марии Лопухиной, который называют русской Моной Лизой, не стоит заглядываться девушкам не выданье. Этот слух берет начало в старых светских сплетнях, из которых выходило, будто отец Марии Иван Лопухин, известный мистик и магистр масонской ложи, заманил дух дочери в этот портрет. К тому же Лопухина умерла молодой через год после свадьбы и несколько лет спустя после написания портрета.
Другая мистическая история связана с картиной Ивана Крамского "Русалки". Считается, что если долго любоваться этим полотном, всматриваться в него, то можно лишиться рассудка и даже пойти топиться в реке. Поговаривают, что по ночам русалки на картинах глубоко вздыхают.
Ходят мрачные легенды и вокруг Патриарших прудов. С одной стороны, дело в романе Булгакова "Мастер и Маргарита", где с этим местом связана важная сюжетная линия. У пруда долгое время даже висел знак "Нельзя разговаривать с незнакомцами", но его постоянно воровали, потом вешали новый, и в конце концов он исчез с концами. А еще считается, что в древности здесь находились кровавые языческие капища, где совершались человеческие жертвоприношения. Тогда эти места назывались Козьими болотами - отсылка к козням злых сил, а вернее духов, принесенных в жертву.
Этот дом для партийной и другой элиты стал символом эпохи Большого террора - сюда регулярно приезжали черные воронки, на которых увезли многих жильцов. Назад почти никто не возвращался. Одного этого хватило бы для появления легенд, но вдобавок неподалеку во времена Ивана Грозного стоял дом Малюты Скуратова с пыточным подвалом, а еще приводились в исполнение смертные приговоры - например, был казнен Емельян Пугачев. Но легенды больше связаны с репрессированными. Говорят, призраки расстрелянных и погибших в лагерях жильцов до сих пор бродят по лестницам и коридорам в поисках собственной квартиры.