Недавно московские археологи нашли печные изразцы с изображениями кошек в коронах. Правда, тогда это были не совсем домашние животные: археологи предполагают, что это мантикоры. Возраст находки - около 400 лет. Примечательно, что обнаружили их в разных частях столицы.
В Туле, по словам специалиста Тульской археологической экспедиции, реставратора Инны Маркиной, кошачьи "следы" тоже обнаруживают на изразцах: в фондах музея-заповедника "Куликово поле" есть несколько артефактов с изображениями льва, барса, грифона. Так, на печных изразцах конца XVII - начала XVIII века изображена битва льва и единорога. Они были найдены в тульском Заречье.
- Это изделия тульских мастеров: глиняное тесто при обжиге приобретает персиковый оттенок из-за малого содержания железа в нем, - объясняет Инна Маркина. - А вот московские изразцы - терракотовые. Яркие, красные.
По ее словам, битва льва и единорога - широко распространенный сюжет. Есть мнение, что борьба этих животных символизирует победу лета (в образе льва) над весной (в образе единорога), поединок двух миров - наземного и подземного.
Еще один кошачий образ с тульского изразца демонстрирует во всей красе грифона. У мифического крылатого существа туловище льва, а голова орла. В прикладном искусстве Средневековья и раннего Нового времени грифон - отважный и непобедимый зверь, помогающий людям. Но его образ имеет противоречивый характер и может представлять как Спасителя, так и антихриста. По словам специалиста, в провинции грифоны - редкость. Как правило, они встречаются на рельефных керамических плитках из Москвы.
- Широко были распространены муравленые рамочные изразцы с изображением грифона с надписью "Грив зверь лютый". Один из подобных изразцов найден при раскопках в Тульском кремле, - рассказала Инна.
Нашли археологи в тульской Гончарной слободе и грифона совсем уж уникального для провинции - он единственный в своем роде из раскопок в Туле. Грифон изображен в геральдической позе (хвост и левая лапа приподняты вверх, длинные когти выпущены) на поясковом изразце, которыми оформлялись переходы между ярусами на печах в середине XVII - начале XVIII века. Он существенно отличается от других находок: цвет обожженной глины - оранжевый, в ней примесь крупного песка, глазурь синяя и желтая. Как считает Инна Маркина, возможно, эта находка археологов прибыла в Тулу из Европы.
Впрочем, тульские гончары не только львов изображали на изразцах, но и других представителей кошачьих - барсов, например.
В коллекции музея-заповедника "Куликово поле" несколько фрагментов изразцов с изображением барсов. Они были найдены в разных точках исторического центра Тулы: в Заречье и самом центре города. Сюжет на них тоже вполне традиционный: барс, сидящий под древом жизни.
"Это довольно распространенный сюжет среди московских рамочных терракотовых изразцов. Видимо, он тоже приглянулся тульским гончарам и активно тиражировался, - замечает Инна Маркина. - Все изразцы с барсами выполнены из светложгущейся глины. Мы предполагаем, что они местного производства, но пока это гипотеза - нужно делать анализ глиняной массы".
Кстати
По стилистическим особенностям ученые датируют тульских барсов первой половиной - серединой XVII века. Как правило, это была парная экспозиция. Изразец с целым животным в коллекции музея-заповедника "Куликово поле" - половинка от углового элемента: второй барс сидел на другой стенке печи, отвернувшись от собрата.