Нужно ли в школах проверять детей на экстремизм

Новая "школьная" инициатива депутатов - на этот раз из Татарстана. Госсовет республики предлагает тестировать школьников на склонность к насилию и экстремизму - в обязательном порядке. Предложение уже направлено на рассмотрение в Госдуму, а, по данными некоторых СМИ, его готовы рассмотреть и в Минпросвещения.

Однако, как сообщили "РГ" в министерстве, никаких официальных документов в ведомство пока не поступало.

Образование - одна из самых консервативных сфер. Об этом знают и руководители образования, об этом часто говорят учителя. Тем не менее в последнее время именно школы примеряют то одно новшество, то другое, пытаясь в атмосфере общей повышенной тревожности сохранить относительный покой для учеников и родителей. Не у всех получается. Сделает ли более спокойной школьную жизнь новая инициатива?

Как говорится в проекте пояснительной записки к документу, уже есть "опыт подобного тестирования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ" среди школьников. Но вот беда: родители часто отказываются давать согласие на добровольное тестирование. И, к слову, имеют на это полное право.

Да, у всех на слуху трагические случаи стрельбы в школах, колледжа, вузах, а травля, перетекающая в жестокие драки, похоже уже стала новым печальным трендом. Помогут ли тесты, как полагают депутаты, выявить детей, предрасположенных к такому поведению? Могут ли сегодня педагоги-психологи (по данным Минпросвещения, в школах, детсадах и техникумах работает около 57 тысяч таких специалистов) выявлять подобные наклонности?

Об этом "Российской газете" рассказывает доцент кафедры психологии, образования и педагогики Санкт-Петербургского государственного университета Роман Демьянчук:

"Современная психологическая служба в образовании занимается этими вопросами весьма усиленно и обладает достаточным арсеналом средств для того, чтобы выявлять те или иные негативные состояния детей. Разумеется, в случае необходимости проводятся и скрининговые исследования, которые направлены на выявление групп риска. Работают психологи в тесной связке с семьями детей, которые могут иметь отношение к таким группам. Разумеется, к этой работе подключаются специалисты по воспитанию, и классные руководители. Психологи наблюдают за тем, что происходит, в каком состоянии находятся дети, что они говорят, что публикуют в соцсетях, как они себя ведут и как проявляются. И всякий раз при необходимости мы принимаем те или иные меры, которые связаны и с наблюдением и дополнительной психологической диагностикой, взаимодействуя с семьями этих детей. Если мы видим, что риски актуальные, то привлекаем сотрудников правоохранительных органов.

Что касается непосредственно подобного социально-психологического тестирования, то всегда возникает вопрос о ресурсах: кто будет его проводить? По каким методикам? В какие сроки и в каком объеме придется обрабатывать материалы, кто будет их учитывать? Каким образом будет получено согласие родителей?

С точки зрения современной психологии есть еще один специфический момент. Подобные тесты, особенно если они составлены не очень корректно, могут иметь обратный эффект, связанный с привлечением внимания и повышением интереса детей к тем или иным вопросам, которые есть в тесте. Поэтому трудно пока сказать, сможет ли такое тестирование стать действенным и полезным инструментом для решения без сомнения острейшей проблемы. Что бы я предложил? Родителям - больше внимания уделять общению с детьми. Школам - направлять ресурсы на максимально действенное воспитание, организацию комфортной, безопасной и в то же время эффективной среды вокруг ученика. Максимально занимать время детей тем, что действительно ценно и полезно".