В Кыргызстане будут взимать по сому с литра ГСМ на ремонт дорог

Депутаты парламента КР приняли в трех чтениях законопроект о введении в республике так называемого дорожного сбора с автовладельцев. С 2025 года, согласно официальным данным, с каждого литра ГСМ, заправленного в машину, начнут взимать один сом. Собранные таким образом средства будут тратить на ремонт дорог.
В минтрансе считают, что введение дорожного сбора не станет причиной роста цен на АЗС.
В минтрансе считают, что введение дорожного сбора не станет причиной роста цен на АЗС. / Соцсети

Инициатор законопроекта - министерство транспорта и коммуникаций - при разработке документа руководствовался опытом стран, в которых действует принцип "кто больше ездит, тот больше платит". Речь идет, в том числе, о Беларуси, Казахстане, Азербайджане.

По данным ведомства, количество автомобилей в Кыргызстане увеличивается ежегодно. При этом растет нагрузка на дорожное полотно, которое в результате разрушается, но средств на его ремонт и надлежащее содержание не хватает. В республике не так давно создали Дорожный фонд, в который должны направлять деньги из нескольких источников на поддержание республиканских трасс в "нормативном безопасном состоянии". "Для этого требуется около 10 миллиардов сомов в год, но фактически в 2023 году было лишь 4,5 миллиарда. В 2025 году ожидается поступление пяти миллиардов. Сбор же увеличит эту сумму до семи миллиардов", - сообщили в минтрансе.

В министерстве уверены, что введение дорожного сбора не станет причиной роста цен на автозаправочных станциях, так как взиматься он будет непосредственно с автовладельцев. Однако в ходе обсуждения законопроекта в парламенте некоторые депутаты выражали опасение, что стоимость ГСМ все-таки может увеличиться и это приведет к подорожанию других товаров. С ними, кстати говоря, согласны и в Ассоциации нефтетрейдеров КР.

- Еще когда проводился анализ регуляторного воздействия предложения минтранса, мы предупреждали, что дорожный сбор негативно повлияет на стоимость горюче-смазочных материалов, а это будет невыгодно республиканским автовладельцам, - поделился с корреспондентом "РГ" глава ассоциации Канат Эшатов.

В министерстве транспорта и коммуникаций тем временем предлагают ввести еще два сбора - утилизационных. Первый - за переработку шин, второй - пришедшего в негодность автомобильного масла.

- Сегодня водителям ничего не остается, кроме как хранить покрышки, захламляя гаражи, либо выбрасывать их на свалку, где они, разлагаясь, наносят вред экологии. Температура горения автошин равна температуре горения каменного угля, поэтому многие бишкекчане используют их для топки котлов в домах и банях. В окружающую среду попадают сера, бензопирен, фуран, диоксины и другие канцерогенные соединения. Эти выбросы отравляют всю Чуйскую область, а над Бишкеком постоянно висит плотное черное облако, - посетовали в минтрансе.

Утилизационные сборы помогут создать и использовать мощности, необходимые для правильного уничтожения опасных материалов.

Справка "РГ"

В Кыргызстане в настоящее время есть 34 тысячи километров автомобильных дорог, из которых 19840 километров - дороги общего пользования, находящиеся в ведении минтранса. По официальным данным, на начало 2022 года в КР было зарегистрировано 1,103 миллиона легковых автомобилей, 234650 грузовых и 49456 пассажирских транспортных средств.