Эльмира Кабатай кызы - одна из самых трудолюбивых и терпеливых балерин. Проводя дни и ночи в репетиционном зале, она смогла подняться от танцовщицы кордебалета до ведущей солистки Кыргызского национального академического театра оперы и балета.
Сценический век балерины, как правило, недолог, и уже в 36-37 лет они отправляются на заслуженный отдых или осваивают преподавательскую деятельность. Но Эльмира в свои 43 года не только находится в прекрасной форме, но и в состоянии дать фору юным танцовщицам балета. Ее отточенные движения, пластика и грация заставляют зрителя смотреть на нее не отрываясь.
На творческом вечере она исполнила одну из главных партий в одноактном балете "Шопениана". По словам самой Эльмиры Кабатай кызы, это произведение - жемчужина в шкатулке хореографических драгоценностей. Ее партнером по сцене выступил ведущий солист балета Руслан Алжанов. Сюрпризом вечера стала еще одна из любимейших постановок артистки - "Пахита" композитора Людвига Минкуса. Это первая и особенно памятная роль Эльмиры в качестве главной солистки.
Но, конечно, самой яркой партией артистки была и остается Толгонай в балете-оратории композитора Калыя Молдобасанова "Материнское поле" по мотивам одноименной повести Чингиза Айтматова.
- Я мечтала об этой партии с 18 лет и получила ее достаточно поздно, - поделилась балерина. - Прежде чем приступать к репетициям, первым делом перечитала книгу, затем посмотрела фильм. Прочувствовала боль Толгонай, страдание от потери самых родных и близких. Это ни с чем не сравнимое ощущение всепоглощающей пустоты и горя. Я знаю его глубину, так как сама потеряла маму, когда мне было 16 лет.
Балет-оратория "Материнское поле" пользуется большой популярностью и всегда находится в репертуарной линейке театра. По признанию зрителей, некоторые приходят посмотреть исключительно на исполнение партии Толгонай.
По словам самой артистки, быть балериной - это невероятно тяжкий труд. Огромные каждодневные нагрузки, репетиции и самое страшное - травмы.
- Если балерина получает травму, она может остановиться на взлете и забыть про карьеру, - утверждает Эльмира. - Сама проходила нечто подобное. В юности, когда репетировали в зале филармонии, я сильно взмахнула ногой и поскользнулась на линолеуме, не предназначенном для танцев. Упала на спину. Удар пришелся на крестец, произошло смещение.
В тот момент балерина не придала этому значения и, несмотря на боль, продолжила репетицию. Но последствия травмы ощущает до сих пор.
- С годами я научилась учитывать возможности своего тела и успокаивать боль, - отмечает артистка. - Занялась самоисцелением. Конечно, с врачами тоже консультируюсь и следую их назначениям, но немаловажную роль в выздоровлении играют правильная гимнастика, растяжки, психологические приемы, направленные на восстановление гармонии души и тела. Я стала изучать свое тело с точки зрения анатомии. Поняла, как устроены мышцы, кости, суставы, отчего болит спина, что необходимо помассировать, чтобы боль прошла, и как нужно тренироваться, чтобы движение было красивым.
Как полагает Эльмира Кабатай кызы, заниматься балетом можно в любом возрасте, были бы желание и старание. У совершенства, говорит она, нет предела.