С апреля 2025 года до конца сентября 2026 года запланирован постепенный выход из добровольных сокращений на 2,2 млн баррелей в сутки (б/с), которые взяли на себя в ноябре 2023 года восемь стран: Россия, Саудовская Аравия, Ирак, ОАЭ, Кувейт, Казахстан, Алжир и Оман.
Ранее принятый план подразумевал начало выхода из добровольных сокращений, сначала с октября 2024 года, но затем был сдвинут на декабрь, а потом и на январь 2025 года. Новый срок – апрель 2025 года. Все остальные ранее взятые на себя сокращения и существующие квоты по ограничению добычи (суммарно 3,66 млн б/с) продолжат действовать до конца декабря 2026 года.
Наибольший объем сокращений как обязательных, так и добровольных приходится на Россию и Саудовскую Аравию. Сейчас их квоты добычи нефти – 8,975 млн б/с на каждую страну. С апреля в соответствии с ранее принятыми планами страны начнут наращивать добычу, но Саудовская Аравия более быстрыми темпами, чем Россия. К октябрю 2026 года добыча в нашей стране должна составить 9,449 млн б/с, а в Саудовской Аравии – 9,978 млн б/с. Эта разница связана с более высоким грузом сокращений, которые брало на себя нефтяное королевство в 2022-2023 году.
Как отмечает доцент Финансового университета при Правительстве РФ Валерий Андрианов, решение альянса оказалось вполне предсказуемым и очевидным. Отказываться от ранее принятых ограничений и приступать к увеличению добычи сегодня было бы нецелесообразно ввиду продолжающейся неопределенности ситуации со спросом и предложением. Такой итог предвиделся большинством трейдеров и уже заложен в нефтяные котировки, поэтому ждать их заметного роста не стоит, считает он.
С этим согласен аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов, который уточняет, что стоимость эталонного сорта нефти марки Brent после завершения заседания лишь вернулась на значения начала торговой сессии на отметке в районе 72,5 доллара за баррель. Решение ОПЕК+ должно поддержать мировые цены на нефть выше отметки в 70-72 долл. за баррель Brent, что устраивает всех участников сделки. Если бы они начали наращивать объемы добычи с января, оставался высокий риск снижения стоимости черного золота ниже минимального комфортного для всех уровня в 70 долл. Это решение также устраивает Россию, так как доходы ее бюджета на 32% зависят от углеводородов, считает эксперт.
С последним не совсем согласен глава Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов. По его словам, самое важное, что сделка сохраняется, но для России, да и не только для нее, решение не увеличивать добычу с января достаточно тяжелое. Российские компании, когда шли на дополнительные ограничения, ожидали, что это будет временная мера. Но нет ничего более постоянного, чем временное. Ограничения добычи ниже 9 млн б/с для наших компаний достаточно серьезное испытание. С другой стороны, развал сделки привел бы к падению нефтяных цен ниже 65 долл. за баррель Brent, а для нас это наихудший вариант. Приходится выбирать меньшее из зол и надеяться, что продление ограничений поддержат котировки, которые сейчас находятся на относительно приемлемом для нас уровне.
Важно, что на новые сокращения добычи альянс не пошел, хотя такие предположения делались, и Россия не взяла на себя никакие новые дополнительные обязательства. По уровню снижения производства мы достигли возможного предела, считает Симонов.
С учетом скидки на российскую нефть (около 12 долл. с барреля), которая используется для расчетов налогов, поступающих в российский бюджет, сегодняшние котировки обеспечивают базовые доходы нашей казны. При этом в бюджете ожидаются и дополнительные доходы из нефтегазовой отрасли, львиная доля которых приходится на нефть. Чтобы в казну поступали и они, нашей стране желательны цены Brent ближе к 80 долл. за баррель.
С точки зрения руководителя практики по оказанию услуг компаниям нефтегазового сектора Kept Максима Малкова, постепенная отмена добровольных ограничений с апреля 2025 года введена, очевидно, в расчете на оживление мирового спроса к летнему сезону повышенной транспортной активности. Стабильность нефтяного рынка - важнейший благоприятный фактор и для России, так что подобное решение выгодно и российским компаниям, и бюджету.
По мнению Чернова, на фоне принятого сегодня решения мировые цены на нефть получат небольшую поддержку, и до конца текущей недели могут вырасти в район 74 долл. за баррель. В декабре 2024 года они, скорее всего, продолжат торги в диапазоне 71-75 долл. за баррель Brent, если не будет никаких форс-мажоров.
Как отмечает Андрианов, котировки сейчас в гораздо меньшей степени определяются решениями ОПЕК+, чем несколько лет назад. Организация скорее следует за сложившимися на рынке тенденциями, чем формирует их. Поэтому в следующем году она, скорее всего, будет подстраиваться под внешние условия и, вполне вероятно, так и не вернется к наращиванию добычи. Здесь много будет зависеть как от спроса в ключевых странах-импортерах – Китае и Индии, – так и от политики нового президента США Дональда Трампа. Ожидается, что он может, с одной стороны, стимулировать сланцевую добычу в США, а с другой стороны – попытаться вытеснить с мирового рынка нефть подсанкционных стран. В первую очередь Ирана. Но поскольку реализация первой цели выглядит более реалистичной, действия Трампа скорее приведут к некоторому понижению цен. Что, собственно, уже и прогнозируют многие экспертные центры. На этом фоне пространства для маневра у ОПЕК+ совсем не остается, а в случае появления на рынке значительных дополнительных объемов нефти из США (по самым смелым прогнозам – до 3 млн б/с) возникнет вопрос о целесообразности сохранения самого альянса, считает эксперт.
Действующая сделка ОПЕК+ работает с мая 2020 года. Сейчас суммарно страны ОПЕК+ снижают добычу по квотам сделки приблизительно на 3,66 млн баррелей в сутки (б/с) от уровня октября 2022 года. Еще 2,2 млн б/с приходятся на добровольные обязательства восьми стран. Суммарный объем удаленного предложения нефти с мирового рынка составляет около 5,86 млн б/с.
Следующая министерская встреча ОПЕК+ запланирована на 28 мая 2025 года. Встречи мониторингового комитета ОПЕК+ будут проходить каждые два месяца. Мониторинговый комитет при надобности сможет запросить собрать экстренную министерскую встречу альянса.