Мнимая польза: почему электромобили не способны снизить негативную нагрузку на окружающую среду

Пресс-служба "Роснефти"

Уровень выбросов при производстве электромобиля на 35-50 процентов превышает выбросы при производстве автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Об этом заявил главный исполнительный директор компании НК "Роснефть" Игорь Сечин в своем выступлении на XVII Веронском Евразийском экономическом форуме, который в этом году проходит в городе Рас-эль-Хайма (ОАЭ).

"Принято считать, что электрификация транспорта может значительно затормозить изменение климата, поскольку на транспорт приходится более 20 процентов всех выбросов углекислого газа, производимых мировой энергосистемой, - отметил Игорь Сечин. - Однако при расчете экономии выбросов следует учитывать, в том числе и те из них, которые возникают при производстве автомобилей и их комплектующих".

По словам эксперта, основные выбросы приходятся на производство аккумуляторной батареи, а также стали и алюминия. Причем они существенно больше, чем при производстве автомобиля с двигателем внутреннего сгорания - на 35-50 процентов.

Главный исполнительный директор "Роснефти" отметил, что для достижения углеродных целей Парижского соглашения необходимо сократить выбросы производственной цепочки электромобилей на 81 процент к 2032 году - "что просто исключено".

Также необходимо принимать во внимание, что использование электромобилей в странах, энергосистемы которых в значительной степени зависят от ископаемого топлива, дает экономию выбросов только при очень высоком пробеге электромобиля, отметил Сечин.

По оценке экспертов McKinsey, для некоторых моделей величина пробега должна составлять до 200 тысяч километров для достижения уровня выбросов, сравнимого с ДВС. В странах с высокой угольной генерацией эта величина может превышать 250 тысяч километров. "Производители новых модельных рядов должны это учитывать", - добавил Игорь Сечин.

Глава "Роснефти" заявил, что для достижения целей углеродной нейтральности к 2050 году потребуется увеличить мировой парк электромобилей более чем в 30 раз - с 30 миллионов до одного миллиарда. Однако достигнуть таких показателей вряд ли удастся. Дело в том, что уже сейчас мировой спрос на электромобили снижается.

"Буму на электромобили на Западе приходит конец: из-за отсутствия спроса ведущие производители вынуждены продавать себе в убыток, а в США стоимость подержанного электромобиля менее чем за два года снизилась на 25 процентов", - рассказал Сечин в ходе своего доклада под названием "Прощание с иллюзиями. Мировая энергетика в ловушке Фукидида".

По словам эксперта, одна из причин падающего спроса на электромобили заключается в том, что создание дополнительной генерации, сетей и зарядной инфраструктуры не синхронизируется с электрификацией автопарка. "И это уже превратилось в головную боль для владельцев электромобилей", - добавил Игорь Сечин.

По его мнению, в будущем новые электромобили будут конкурировать за доступ к электроэнергии с центрами обработки данных, которым уже к 2030 году потребуется более одной тысячи тераватт часов электричества. "Дополнительным значительным вызовом должен стать перевод на электричество грузового, воздушного и водного транспорта. Для достижения целей энергоперехода к 2050 году количество грузовых электромобилей должно будет вырасти более чем в 100 раз до 40 с лишним миллионов. Вряд ли это реально", - добавил Сечин.