Сделаем ремарку: опять же из-за большого количества фестивалей и государственной политики в области кинематографии на отечественные фестивали широким строем пожаловали дебюты. Дальше будет - только больше. Но каким должен быть первый или второй фильм, чтобы не попасть на фестиваль дебютов, а влиться в программу "взрослых" смотров, где показывают кино авторское, актуальное и так далее? Ответим на этот вопрос сразу: такой дебют должен стать открытием. Он должен звонить в колокол: появился новый режиссер, дайте дорогу молодым талантам. Если дебют просто лишь "упражнение в прекрасном", то для него есть фестивали студенческого кино и опять же - фестивали, дебютам посвященные.
Сказанное в полной мере относится к фильму "Сумма квадратов катетов" Киты Фрайхайт. Похвально, что "Зимний" впервые за три года взял в конкурс картину студии "ВГИК-Дебют", но у этой студии есть более сильные работы. При всем уважении к дебютантке после первых десяти минут просмотра не понимаешь, что этот фильм делает в программе такого серьезного фестиваля, как "Зимний". У студии "ВГИК-Дебют" только в этом году были такие картины, как "Хуже всех" (была в программе ММКФ) и "Ласточка" ("Окно в Европу"). Последняя подвергалась критике, в том числе и нашей, но была в разы сильнее "Суммы квадратов катетов". Также непонятно, как в конкурсе "Зимнего" оказался такой якутский фильм, как "Спид Стар". Добротное кино телевизионного толка - история успеха реального жокея и его коня - смотрится, как простенькая сказка для детей. В предыдущие годы на "Зимнем" были действительно прекрасные образцы авторского якутского кино. Фильм "Не хороните меня без Ивана" даже стал победителем первого фестиваля. "Спид Стар" - тоже некое "упражнение в прекрасном", где герой - Золушка, но в мужском обличье. Вначале чистит конюшни, потом трижды оказывается победителем главного соревнования республики. Бесконфликтный, что влечет за собой отсутствие драматургии. Но сама картина из серии "душевность зашкаливает" - все слишком гладко, чтобы выглядеть правдоподобным.
Вернемся к тем фильмам из программы "Зимнего", которые хотелось бы обсудить на данный момент, ибо есть надежда, что четверка оставшихся лент из программы окажется также заслуживающей продуктивного разговора. Режиссер картины "Операция "Холодно" Данил Иванов во второй раз громко заявляет о себе в этом сезоне. В первый раз это был фильм "В баню!" с Михаилом Тройником в главной роли. Кстати, эта лента на днях выходит в онлайн-кинотеатрах: рекомендуем смотреть на Новый год и в праздничные каникулы. "Операция "Холодно" навевает воспоминания об "Аритмии" Бориса Хлебникова и о фильмах Кирилла Соколова - сделана также с черным юморком. История происходит в новогоднюю ночь. Водитель полицейского "уазика" (Антон Кузнецов) собирается сделать предложение своей коллеге. Первая "открывающая" сцена фильма, где он выбирает кольцо - замечательна. Но срочные-сверхурочные дела заставляют их отправиться на озеро, где окоченел рыбак (Борис Каморзин). Оказалось, что в местном управлении культуры недосчитались начальника. Его якобы интеллигентный зам продался захватчикам-коммерсантам и ратует за то, чтобы на месте культурного объекта построить торговый центр. Танец Валентины Мазуниной (играет сотрудницу культурного департамента) под музыку Леонида Агутина забыть невозможно - может стать "мемом", как и некоторые другие эпизоды картины. Фильм смотрится легко, герои вызывают улыбку, финал такой, какой и не предскажешь. Девиз картины "Успеть до Нового года!". Конечно, нужно смотреть еще четыре фильма на фестивале, но вполне возможно, что авторы успеют до Нового года получить свою награду.
Фильм "Чувства" открывает для всех имя нового режиссера - она же автор сценария картины. Это Виктория Мокерова. Художественный руководитель дебюта - Геннадий Островский. То ли он повлиял на картину, то ли хорошо научил, но две новеллы, из которых состоит фильм, затягивают моментально. Называются они "Балерина" и "Гейша". В обеих разговор ведется о жизни и смерти. И о любви. Первая новелла "Балерина" - такова, что ее хочется сразу же пересказывать родным и друзьям. Характерная актриса Ела Санько (ее имя сегодня на слуху - сыграла старуху-процентщицу в популярном сериале "Преступление и наказание") - в роли матери, с которой живет сорокалетний (!) сын (Максим Костромыкин). Она несет за собой огромный жизненный багаж, он же жаждет перемен, но предпосылок к этому не предвидится. В один прекрасный день сын находит среди барахла шкатулку с фигуркой балерины, и... ему становится не по себе от странного предчувствия. Новелла о губящем плене материнской любви и воздухе свободы вызывает такие эмоции, что накрывают, даже когда пишешь рецензию. Но в картине есть и вторая история - о молодой медсестре (ее играет сама Виктория Мокерова), которая приходит на дом к умирающему писателю-переводчику с японского (Евгений Марчелли) . И снова та же тема - молодой силы и уходящего опыта. Девушка танцует на кухне, пока писатель корчится от боли в спальне. За медсестрой приезжает красавец - мотоциклист (Чингиз Гараев), они влюблены, строят вместе новую жизнь. Девушка даже не знает, кто такой Хаяо Миядзаки, кто такие гейши - а зачем? В фильме звучит замечательная фраза про то, что гейши, как медсестры. Есть только один сбой в банальность в этой новелле, но не станем делать на нем акцент, потому что общее впечатление от фильма не особо портит. А впечатление таково, что получилось настоящее авторское кино. И даже то, что режиссер ввела себя в кадр, "сыграло на руку" окончательному произведению, поскольку она полностью избежала самолюбования, зато честно и искренне прожила свою роль. И даже если четыре фильма фестиваля "Зимний" окажутся сильнее, все равно есть с чем поздравить авторов картины "Чувства": сильные чувства она вызывает, и это - главное.