Следующее задание западносибирским креативщикам от облправительства - научиться продавать товары и услуги за рубеж. Этому был посвящен VI Тюменский экспортный форум. Нынче его площадкой стал городской кинотеатр, ведь на одной из центральных сессий обсуждали будущее местной киноиндустрии.
Российский кинематограф на подъеме. Еще недавно на выпуск восьми эпизодов сериала уходило два года, теперь - 4-6 месяцев. За первый квартал 2024-го создатели отечественных фильмов заработали 11 миллионов долларов в Латинской Америке и Китае. Во времена "закрытых дверей и опущенных занавесов" это хороший результат. В последнее время удивляют и локальные кинематографисты, например тюменцы.
- Кино - отличный экспортный продукт. Прорывной для региона "Тобол", частично снятый непосредственно в Тобольске, переведен на пять языков, "живет" на международной онлайн-площадке "Амазон Прайм". 12-серийным проектом "Романовы: преданность и предательство", который также снимали в духовной столице Сибири, заинтересовалось датское посольство, несмотря на сложные взаимоотношения между странами. В скором времени в Тюмени начнем работу над сказкой "Снеговик. Любовь не замерзает" - это тоже можно продавать, - рассказал продюсер Олег Урушев.
Андрей Зубов, продюсер первого полнометражного фильма родом из Тюмени "Папаша в бегах", заметил, что для экспорта однозначно подходят анимация, хоррор, иногда блокбастеры - зрители разных стран считывают их смысл одинаково. Но надо знать законы других государств, которые часто меняются: что можно было показывать вчера, завтра будет нельзя. Еще одна "шпаргалка" для экспортеров - советы по продаже права на адаптацию. Свою комедию после экономических расчетов Зубов решил оставить в родной стране - не хочется рисковать, не нарастив достаточного опыта.
Руководитель студии визуальных эффектов Никита Криницкий в пандемию обзавелся связями со множеством стран, от Греции до Аргентины, но все заказы были маленькими, договориться на нечто масштабное не получалось. Спасительным вариантом оказалось сотрудничество с Казахстаном: за недолгое время тюменцы сняли с партнерами из СНГ четыре кинокартины. Как это удалось? Ответ прост: вторая сторона говорила по-русски. Эксперт настаивает: для установления международных контактов мало качественного продукта - необходимо взаимопонимание.
Экспорт в русскоговорящие страны сам собой сложился у единственного в России образовательного онлайн-кинотеатра, придуманного тюменцами. Основатель площадки Николай Данн утверждает: мультики, обучающие фильмы и передачи смотрят жители 140 стран. Сейчас команда продвигает подписку на ресурс - люди готовы платить за контент, собранный с пониманием темы. А средства ребятам нужны на съемки собственных документальных и игровых продуктов.
Продюсер казахстанской кинокомпании Мадина Абишева на форуме в Тюмени подчеркнула: сейчас в ее стране снимают до сотни фильмов в год, зрителям приелось местное, поэтому сотрудничеству с Россией рады.
- В Казахстан попасть несложно, да мы и сами выходим с предложениями дружить. Есть Государственный центр поддержки национального кино, куда можно прийти с идеей, с готовым ко-продуктом (либо съемки у нас, либо актеры наши). Есть две крупные сети кинотеатров, пожелавшие крутить русские ленты в день премьеры в РФ, - рассказала гостья.
Позицию тюменских властей представил заместитель губернатора Андрей Пантелеев: экспорт - это не обязательно продукты питания, оборудование или услуги. Культурная и творческая составляющие всегда идут на пользу выездной команде региона.
- Еще в 2020-м мы сделали ставку на креативные индустрии, в частности моду и кино, и заложили это в стратегию развития территории. Будем укреплять взаимодействие по кластерному принципу: чтобы новички могли встроиться в кооперационные цепочки, получать не только более 40 мер поддержки, но и доступ к запросам крупных предприятий из разных секторов экономики. Надо смотреть широко, постоянно презентовать инвесторам свежие идеи и стартапы. У креативных индустрий большой и до конца не раскрытый потенциал. Дальше углубимся в местную гастрономию, в продвижение "сибирского ДНК" через сувенирку, утилитарные аксессуары, - поделился планами Пантелеев.