Для автомобилистов существует пункт правил, который обязывает в случае аварии остановиться, заглушить двигатель, зафиксировать автомобиль стояночным тормозом и включить "аварийку". В соответствии с правилами дорожного движения, при вынужденной остановке автомобиля или ДТП водителю в темное время суток следует надеть куртку, жилет или накидку со светоотражающими элементами перед тем, как покинуть транспортное средство. Так вы останетесь видимым на дороге для других водителей. Далее оцениваем обстановку и очень осторожно выходим, выставляем знак аварийной остановки позади машины (на расстоянии 15 метров в городе и 30 метров на загородной трассе).
Проверяем, есть ли пострадавшие в аварии. С 2017 года все новые автомобили, произведённые в России и импортированные в страну, оснащаются устройствами экстренного вызова, работающими через систему "ЭРА-ГЛОНАСС". С их помощью можно подать сигнал в службу спасения. Система в среднем за 19 секунд передаёт спасателям общие характеристики попавшего в ДТП автомобиля и точные координаты, которые помогут быстро найти пострадавших, даже если машина оказалась вне зоны прямой видимости или за пределами автомобильной дороги. В случае тяжёлой аварии при срабатывании подушек безопасности устройство может самостоятельно отправить сигнал SOS.
Если возможно оказать пострадавшим первую помощь, обязательно сделайте это. В медицине катастроф есть понятие "золотого часа": помощь, оказанная в первые 60 минут после аварии, существенно повышает шансы на выживание. Чтобы не растеряться в этот момент, регулярно обновляйте свои знания по оказанию первой помощи.
Звоним в единую службу спасения 112. Операторы сами передадут сообщение в ГАИ и скорую помощь. Помимо номера 112, запишите в телефон номера региональных служб медицинской помощи и Госавтоинспекции. Связаться с экстренными службами можно и по их отдельным номерам: 101 - пожарная служба, 102 - полиция, 103 - скорая медицинская помощь.
Что сказать диспетчеру службы спасения? Адрес места происшествия в городе или название трассы и километр, ближайший населённый пункт и другие координаты. Количество пострадавших, их пол и приблизительный возраст, характер травм. В экстренных случаях участник ДТП может покинуть место аварии, чтобы доставить пострадавшего в больницу (в этом случае жизнь людей ставится на первое место). Если вы решаете отвезти пострадавшего в больницу лично, то после придётся вернуться на место ДТП.
В зависимости от характера ДТП его участникам, кроме непосредственных травм, может угрожать утечка топлива и его возгорание. Если на месте аварии сильно пахнет бензином, важно отойти на безопасное расстояние. В случае если пострадавшие не могут выбраться из машины, нужно отключить аккумулятор авто.
После оценки ситуации и оказания первой помощи пострадавшим фотографируем положение автомобилей на полосе или делаем видеосъёмку - эти данные понадобятся полиции и страховым компаниям. Если это технически возможно, освобождаем проезжую часть. Уйти с дороги критически важно на скоростных трассах, где реальная скорость автомобилей превышает 100 км/ч. При тормозном пути на сухом асфальте около 50 метров высок риск вторичных ДТП.
Убеждаемся в своей безопасности на месте аварии. Записываем все фамилии, контакты и адреса очевидцев и ждём сотрудников полиции. В это время звоним в страховую компанию и также сообщаем об аварии.
В аварии без пострадавших можно оформить Европротокол, не вызывая Госавтоинспекцию. Такой вариант подойдёт только в случаях, когда в ДТП участвуют два автомобиля, у обоих водителей есть действующие полисы ОСАГО. Оформить европротокол сегодня можно даже через приложение "Госуслуги Авто". Приложения для оформления европротокола сами подскажут, что сфотографировать, написать и загрузить.
Скрываться с места ДТП не советуем. Если водитель уехал с места аварии, в которой не было пострадавших, он может лишиться прав на срок до полутора лет либо получить 15 суток ареста. Но если в ДТП кто-то из участников был серьёзно травмирован или есть погибшие, это уже будет квалифицироваться не как административное, а как уголовное преступление. За него по статье 264 УК можно получить: за причинение тяжкого вреда здоровью - принудительные работы сроком до 5 лет или лишение свободы на срок от 3 до 7 лет, за гибель пострадавшего - лишение свободы на срок от 5 до 12 лет, за гибель 2 или более человек - лишение свободы от 8 до 15 лет.
Если другой участник ДТП уехал с места аварии, сообщите полиции все возможные данные: марку автомобиля, модель, цвет, повреждения, направление движения, по возможности госномер. Беглеца объявят в розыск, будут искать по камерам и заявлениям свидетелей.
Региональные транспортные власти, Госавтоинспекция и ЦОДД стараются организовать дорожное движение так, чтобы свести к минимуму риск возникновения аварий. Дороги ремонтируют и укладывают по новым стандартам, освещают, оснащают разделителями транспортных потоков встречных направлений, заметной разметкой, дорожными знаками и табло переменной информации с важными данными о текущей дорожной обстановке и рисках. Сотрудники Госавтоинспекции проводят рейды и социальные кампании, направленные на привлечение внимания к проблеме аварийности: снимают показательные ролики, размещают рекламные баннеры вдоль дорог, участвуют в радиоэфирах, разбирают типичные ошибки и причины ДТП, а также проводят уроки в школах и садах, общаются с водителями, пассажирами и пешеходами. Сегодня информационное воздействие на участников дорожного движения охватывает широкую аудиторию и использует разнообразные каналы коммуникации. Тут и классические СМИ, и популярные сегодня соцсети, Telegram-каналы.
Существенную роль в снижении аварийности играют комплексы фотовидеофиксации, которые мотивируют водителей не только соблюдать скоростной режим, но и пользоваться ремнями безопасности, пропускать пешеходов, не отвлекаться на телефон за рулём. Отметим, что по-прежнему именно превышение скорости становится одной из основных причин смертельных аварий, поэтому контроль скорости на дорогах принципиально важен. Как показывает мировая практика, по доброй воле автомобилисты контролировать себя не готовы, зато комплексы фотовидеофиксации и возможный штраф делают своё дело.
Сегодня именно камеры остаются одной из самых эффективных мер снижения аварийности и смертности на дорогах. Это подтверждается не только многочисленными исследованиями, но и практикой применения. Во многих регионах Госавтоинспекция отмечает, что комплексы помогают не только влиять на манеру вождения, но и ликвидировать очаги аварийности на дорогах. Отрадно, что всё чаще встречаются новости, когда жители регионов сами просят ГАИ установить комплекс в том или ином месте для контроля соблюдения ПДД.
В 2024 году в России продолжается увеличение количества камер на дорогах. Это предусмотрено нацпроектом "Безопасные качественные дороги". Саратовская область, Чувашия, Камчатка, Ростов, Красноярский край - новости приходят отовсюду. Цель ясна: повысить безопасность дорожного движения. Посмотрим на Московскую область, которая является транзитным маршрутом для огромного потока транспорта и обладает одной из самых передовых систем фотовидеофиксации. На дорогах региона применяется более 2 тысяч комплексов фотовидеофиксации, в том числе "Азимут 4", 600 единиц которых в 2023 году дополнили действующую группировку технических средств контроля соблюдения ПДД. Они могут распознавать более 50 видов нарушений правил дорожного движения, в том числе составы с использованием нейросетевой обработки данных: непристёгнутый ремень безопасности, использование телефона за рулём и другие.
"В будущем применение фотовидеофиксации станет ещё более эффективным благодаря стремительному развитию нейросетевых технологий и увеличению вычислительных мощностей для обработки данных. В 2024 году комплексы "Азимут 4" в Московской области уже начали распознавать езду без шлема на мототранспорте, - это новация. Первые постановления за нарушение этого вида ПДД, зафиксированные в автоматическом режиме, были вынесены в городском округе Балашиха", - отметил Александр Домбровский, директор департамента безопасности дорожного движения и аналитики "МВС Груп" (оператор подмосковной системы фотовидеофиксации).
На протяжении 2023-2024 годов Госавтоинспекция и власти Московской области вели работу по повышению безопасности дорожного движения. По данным Минтранса Подмосковья, с помощью систем фотовидеофиксации ежегодно нейтрализуются места концентрации ДТП. 30 таких аварийно-опасных мест закрыто комплексами в течение 2023 года, оставшиеся закрыты в 2024 году. В местах концентрации аварий, оборудованных комплексами фотовидеофиксации, отмечается повышение уровня безопасности дорожного движения: на 73% снизилось количество ДТП, на 71% число погибших. В целом благодаря внедрению системы фотовидеофиксации за последние 7 лет основные показатели аварийности на дорогах Московской области удалось снизить более чем на 40%.
Что касается будущих возможностей камер, нейросетевые технологии сейчас развиваются стремительно, растут вычислительные мощности для обработки данных, поэтому уже в ближайшей перспективе список фиксируемых нарушений ПДД ощутимо расширится.