Так что же общего? Начать стоит с конца: до сих пор доподлинно неизвестно, ни как умер Дефо, ни как погиб Гоголь. Дефо в один момент пропал из дома, и никто не беспокоился за него, ибо писатель порой на многие месяцы бросал жену и семерых детей. Кто-то говорит, что у него были огромные долги, а кто-то - что ему угрожали смертью за доносительство. Так или иначе, Дефо объявился только спустя целый год, написал дочери, где он находится, и вскоре умер. До сих пор загадка от чего. О мистической смерти Гоголя и царапинах внутри его гроба знает каждый школьник. Однако известно ли любителям гоголевской мистики, что не сохранилось ни одного врачебного заключения о смерти Николая Васильевича?
Опыт биографии Дефо для Александра Ливерганта стал уже не первым:
"Если уж я пишу биографию во второй раз, то сейчас мне нужно написать ее совершенно иначе", - говорит Александр. Он взялся выполнить сложную задачу: написать биографию Дефо без Робинзона Крузо. В книге рассказывается история не только Дефо, но и прототипа бедняги, оставленного на острове, есть целая глава о фантасмагорической судьбе шотландца Селькирка. Этот человек провел четыре года на необитаемом острове и жил там какой-то очень забавной жизнью: "С одной стороны, жизнью, прерываемой бесконечными депрессиями, а с другой, он оказался прекрасным бегуном и охотился за козами, догоняя их".
"А я думал за женщинами...", - иронично замечает мужчина рядом со мной. Однако женщин на необитаемом острове не было - может быть, это и спасло беднягу Робинзона. Как мы помним, Робинзон Крузо - это своего рода мокьюментари, якобы биография самого Дефо. Пришло время разобраться, где правда, а где вымысел в книге Александра Ливерганта "Необычные биографии необычных героев: Даниэль Дефо".
Книга Владислава Отрошенко приоткрывает для нас завесу тайны жизни Гоголя - великого мистификатора своего времени, а вот по своему ли желанию или по смятению ума - вопрос, на который уже, наверное, невозможно найти ответ. "Никогда не говори правды, - говорил Гоголь Аксакову. - Едешь в Рим - говори, что едешь в Калугу. Едешь в Калугу - говори, что едешь в Рим".
Книга "Гоголиана" состоит из этюдов о жизни Николая Васильевича, чем-то напоминающих его произведения: выдуманный двойник, получивший вместо него вексель на 4000 рублей, которого искал чуть ли не весь свет, отчаянное нежелание Николая Васильевича показывать свой паспорт, то ли троллинг, то ли какая-то изощренная психологическая игра с современниками.
"Современным писателям не снились перформансы, которые устраивал Николай Васильевич, - усмехается Владислав Отрошенко. - Вот, вроде, два разных Гоголя (в письмах и своих произведениях), но когда ты начинаешь вникать в его жизнь…Там не два! Там тысячи!".
Однако в "Гоголиане" описаны не только комические курьезы и странности великого писателя. Владислав Отрошенко не в первый и не в последний раз прикасается к главной загадке жизни Гоголя, совсем не смешной и, если задуматься, действительно страшной: почему Николай Васильевич сжег второй том "Мертвых Душ"?
"Русский писатель готов умереть от литературы - в каком-то смысле это архетип русского писателя. Современники вспоминали, это же была гениальная рукопись! И удивлялись: раз автор не понимал, что создал гениальное творение, - он идиот, сумасшедший". Но для Гоголя вопрос стоял по-другому: он понимал, что выживет либо поэт, либо поэма.
"Мы отказываем художнику в праве судить свое творение и быть судимым своим творением. Это был суд творения над Гоголем. Он решил быть побежденным своим творением".
Другие новости ярмарки non/fiction читайте на портале ГодЛитературы.РФ