Принятие Гражданского кодекса продолжало курс политических и экономических реформ конца 80-х и начала 90-х годов прошлого столетия, которые требовали существенного изменения прежнего правового регулирования. Дело в том, что законодательные акты начала 90-х нередко принимались в спешке, имея характер "декретов", которые отменяли или существенно изменяли прежние законоположения и провозглашали новые.
При этом акты не содержали развернутых и продуманных механизмов их реализации, к тому же нередко противоречили друг другу. Наглядным примером могут служить принятые в 1990-1991 гг. в Союзе ССР и в РСФСР законы о собственности, о предприятиях и о предпринимательской деятельности.
Кроме того, новые законы в основном изменяли регулирование отношений собственности и положение участников имущественного оборота, т.е. "статику" гражданских отношений, не затрагивая их "динамику" - собственно, товарный оборот, регулируемый обязательственным правом. В этой сфере сохраняли силу старые законы, рассчитанные на совершенно иную хозяйственную систему - "Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик" 1961 г. и ГК РСФСР 1964 г., подготовленные в период "оттепели" и проведения "косыгинской" экономической реформы. Это были добротные законодательные акты, написанные лучшими отечественными цивилистами того времени, которые, однако, не могли учитывать существенно изменившиеся экономические реалии.
Наряду с законами многие важные вопросы правового оформления экономических преобразований оперативно, но не всегда квалифицированно разрешались президентскими указами. Они зачастую не учитывали действующее законодательство и даже создавали новые противоречия. В результате законодательное развитие становилось хаотичным, создавая тупики для правоприменительной практики, и само превратилось в тормоз на пути дальнейших преобразований. Поэтому новая кодификация отечественного гражданского законодательства стала весьма насущной задачей.
Особенность такой кодификации 90-х гг. составляло то обстоятельство, что фактически она была осуществлена дважды: сначала в рамках союзного законодательства, а после распада СССР - в рамках российского. Сначала Комитетом по законодательству Верховного Совета СССР, который возглавлял тогда Ю.Х. Калмыков, была создана рабочая группа высококвалифицированных юристов во главе с А.Л. Маковским, участвовавших в создании союзного и российского законов о собственности.
Впоследствии она составила основу рабочей группы по созданию нового Гражданского кодекса. Этой группой был подготовлен проект "Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик" - первого системного законодательного акта, предназначенного для регулирования рыночных товарно-денежных отношений. Проект состоял из 170 статей общего характера, охватывающих все основные положения гражданского права и предполагавших дальнейшую конкретизацию и развитие в нормах гражданских кодексов союзных республик.
Разработка "Основ", по словам А.Л. Маковского, во многом напоминала реставрацию полотен старых мастеров: надо было восстанавливать утраченные в 30-60-е годы институты и нормы, необходимые для функционирования новой экономики, и убирать не свойственные ей многочисленные наслоения административно-командной системы. В частности, глубокой переработке подверглись общие положения о договорных и иных обязательствах, оформляющих рыночный товарообмен.
Многие положения новых "Основ гражданского законодательства" составили фундамент норм первой части ГК.
"Основы" были приняты Верховным Советом СССР 31 мая 1991 г. и должны были вступить в силу с 1 января 1992 г. Однако в связи с распадом Союза ССР это произошло на территории Российской Федерации лишь 3 августа 1992 г. В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 14 июля 1992 г. "О регулировании гражданских правоотношений в период экономической реформы" они действовали до принятия нового Гражданского кодекса в части, не противоречащей новым законодательным актам РФ.
В связи с этим отдельные разделы союзных "Основ" 1991 г. лишались юридической силы постепенно, полностью утратив ее 1 января 2008 г. - с принятием четвертой части нового Гражданского кодекса.
Распад Советского Союза сопровождался разрывом экономических и социальных связей не только с бывшими союзными республиками, но и внутри страны. Для восстановления экономики, правопорядка, элементарных человеческих прав потребовался такой универсальный механизм, как закон.
В 1993 г. принимается российская Конституция и через год, в 1994 г., - первая часть нового Гражданского кодекса. В его ст. 1-й закреплены принципы неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав. Вместе с тем кодекс предусмотрел и возможность ограничения их действия в целях защиты важнейших общественных (публичных) интересов, например, основ конституционного строя и иных, тем самым установив разумный баланс частных и публичных интересов.
Напомним, что первая часть ГК посвящена общим положениям гражданского права и содержит главы об основных началах гражданского законодательства и его источниках; о возникновении, осуществлении и защите гражданских прав; о правовом положении граждан и юридических лиц, а также государства (публично-правовых образований); об объектах гражданских прав; о сделках и представительстве; о сроках и исковой давности; о праве собственности и других вещных правах; об общих положениях об обязательствах и о договорах.
Вместе с тем в развитие этих положений нормами кодекса предусматривалось принятие полутора десятков отдельных законов. В их числе - о регистрации юридических лиц, о регистрации прав на недвижимость, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью и других, позволивших приступить к формированию на основе принципиальных правил ГК четкой системы современного гражданского законодательства.
Принятие нового ГК сопровождалось ожесточенной борьбой различных политических сил вокруг проходивших тогда реформ и преобразований, что отразилось в процессе его обсуждения и принятия палатами Федерального Собрания. Процесс принятия части первой ГК характеризовался наличием сильной оппозиции в Государственной Думе в лице левых фракций. Они были категорически против кодекса, частной собственности вообще и особенно на землю. Более того, некоторые из них прямо угрожали, обещая: "Первые, с кем мы разберемся, когда придем к власти, - это авторы Гражданского кодекса".
Один из основных разработчиков законопроекта С.А. Хохлов переходил из комитета в комитет, разъясняя и убеждая в необходимости принятия ГК. Иногда встречи были доброжелательными, иногда грубыми и даже скандальными. В одном из ключевых комитетов Госдумы нас с ним откровенно "послали", и дело чуть не дошло до рукоприкладства.
Не менее драматично складывалось прохождение проекта первой части ГК и в Совете Федерации. После нелегкого голосования в Государственной Думе 21 октября 1994 г. законопроект 16 ноября был рассмотрен и отклонен Советом Федерации из-за наличия в нем главы 17-й о праве собственности и других вещных правах на землю. Ряд членов верхней палаты посчитали, что эти вопросы должны регулироваться земельным, а не гражданским законодательством.
Однако ими был пропущен установленный ч. 4 ст. 105 Конституции РФ 14-дневный срок для рассмотрения поступающих из Государственной Думы законопроектов. Поэтому 30 ноября 1994 г. президент РФ подписал первую часть ГК и закон о порядке введения ее в действие. Согласно последнему глава 17 ГК РФ не вступала в силу. Ее ввели в действие отдельным законом только 28 апреля 2001 г., с оговорками по поводу сделок с сельхозугодиями. В таком варианте Государственная Дума приняла названный Федеральный закон с незначительным перевесом. В Совете Федерации прохождение 17-й главы хотя и было быстрым по времени, но тоже достаточно драматичным. Комитеты по законодательству и аграрный приняли два противоположных решения, и на заседании в верхней палате перевес был всего в один голос.
Стоит заметить, что эта проблема отразила традиционную для отечественного права остроту "земельного вопроса", который пока так и не получил вполне удовлетворительного разрешения. До сих пор подобно гл. 17 ГК остается "замороженным" законопроект о новой редакции его Раздела II, посвященного праву собственности и иным вещным правам, который был одобрен Советом при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства еще 5 декабря 2019 г. Он предусматривает введение развернутой системы ограниченных вещных прав, включая восстановление права застройки, совершенствование гражданско-правовой защиты вещных прав на недвижимость и защиту фактического владения движимыми и недвижимыми вещами. Предусмотрен также ряд других мер, необходимых для дальнейшего развития рыночного гражданско-правового оборота.
После обновления в 2014-2015 гг. содержания первой части ГК РФ, особенно в части корпоративного и договорного права, эти законоположения приобрели более современный облик, правда, оставляющий место для некоторых вопросов и размышлений. На этом фоне стагнация вещного права выглядит особенно неуместной.
Первая часть ГК, развивая и уточняя некоторые общие положения "Основ гражданского законодательства" 1991 г. о юридических лицах, восстановила развернутое регулирование правового положения хозяйственных обществ - основных организационно-правовых форм предпринимательства. Тем самым были закреплены основы корпоративного права, отсутствовавшего в отечественном правопорядке со времени прекращения НЭПа в конце 20-х годов прошлого века. В 2012-2013 гг. в кодексе появились упоминания о корпоративных отношениях и различных видах коммерческих и некоммерческих корпораций, которые оттеснили на задний план странные для рыночных отношений фигуры государственных предприятий и учреждений, не являющихся собственниками своего имущества. Тех, что породила прежняя огосударствленная экономика.
Развернутое воплощение в первой части ГК получил принцип свободы договора, которому, по сути, посвящена вся Общая часть обязательственного права, составляющая Раздел III кодекса. В ней наглядно отражены как свобода юридически равных участников договоров в выборе согласованного ими, а не навязанного государством-собственником варианта поведения, так и ее отдельные необходимые ограничения - защита прав граждан-потребителей, ограничение естественных монополий и т.д. Это возможно, например, с помощью новых для нас гражданско-правовых конструкций публичного договора и договора присоединения.
Гибкость правового регулирования отношений имущественного оборота достигается также с помощью использования критериев добросовестности и разумности в оценке судом поведения его конкретных участников. В этой связи принципиальное значение приобрело и отнесение кодексом предпринимательских отношений к предмету гражданского законодательства, ибо они составляют неотъемлемую часть гражданского оборота, а не объект регулирования "предпринимательского права".
Сегодня вряд ли можно представить себе экономику и защиту имущественных прав граждан и организаций без Гражданского кодекса. В декабре 2019 г. по случаю 25-летия его принятия президент Российской Федерации В.В. Путин в своем приветствии Совету по кодификации отметил, что "за минувшие годы Гражданский кодекс не только прошел проверку временем, но и убедительно продемонстрировал, что заложенный в нем потенциал позволяет адаптировать этот ключевой документ к условиям стремительно меняющегося мира", представляя собой "документ высочайшего класса, отвечающий требованиям любого правового цивилизованного государства".
Вместе с тем наш ГК, несмотря на 30-летний опыт действия, остается одним из самых молодых гражданских кодексов в мире. Соблюдается ли он всеми? Определенно, не всеми и не всегда. Возникают споры, которые рассматриваются судами, в том числе Верховным и Конституционным.
Законотворческая, правоприменительная, образовательная и просветительская работа должна сводить на нет разрыв между тем, что написано, и реалиями нашей жизни.