В Общественном совете при Минцифы обсудили регистрацию публичных каналов
Согласно опросу Rambler&Co, 35% пользователей считают, что обязательная регистрация усложнит блогерам создание контента. Однако генеральный директор ИРИ, председатель Общественного совета при Минцифры Алексей Гореславский считает, что это не совсем верная трактовка.
«Считаю нашей целью разъяснить обществу, что закон не ограничивает авторов контента, а создает позитивные условия для создания безопасного и комфортного онлайн-пространства. Для блогеров он предлагает инструменты монетизации, недоступные на зарубежных площадках, а для пользователей – безопасность и защиту от мошенничества, дезинформации и фейков. Считаю, что Общественный совет при Минцифры может выступить в качестве площадки для обсуждения данной темы с участием самих блогеров, представителей общественных организаций, бизнеса в лице отечественных площадок и регуляторов», - заявил Гореславский.
От отметил, что блогерство – один из ключевых трендов современности: «В рамках направлений поддержки ИРИ контент в блогосфере занимает первое место по количеству проектов и второе место по бюджетам. Среди популярных тематик: наука, образование, история страны и регионов, внутренний туризм, воспитание детей. С 2020 года в проектах ИРИ приняли участие около 300 блогеров – 219 проектов. За четыре года количество проектов с участием блогеров выросло более чем в три раза – с 18 до 62 проектов», - заявил Гореславский.
В октябре 2024 года число активных авторов в социальных медиа составило 74,9 млн человек. Они написали 1,8 млрд публичных сообщений в интернете – постов, репостов, комментариев. Такое количество контента необходимо анализировать, сообщил сопредседатель комиссии по защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти Общественного совета при Минцифры Вячеслав Лащевский.
Ключевыми целями закона является борьба с откровенными криминалом в Сети - мошенничеством, экстремизмом и дезинформацией. И деанонимизация каналов будет способствовать решению всех этих задач, уверен глава РОЦИТ, замглавы комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин.
"Также регистрация владельцев каналов нацелена на обеление рекламного рынка. Она позволяет защитить пользователей от анонимных каналов, которые распространяют фейки или используются для преступной деятельности. Что касается рекламодателе – благодаря регистрации у них появляется возможность понимать, с какими владельцами каналов стоит иметь дело, а с какими нет, чтобы не навредить своей репутации", - уверен он.
Не все владельцы каналов проявляют готовность следовать новому законодательству – подробнее о мотивации таких авторов рассказал основатель движения «Гражданский комитет России» Артур Шлыков.
«Против регистрации, как правило, выступают те, кому есть, что скрывать. Такие авторы могут вести противоправную деятельность, распространять деструктивный контент или уклоняться от налогов. Законопослушным владельцам каналов скрываться нет смысла – регистрация только укрепляет их репутацию и подтверждает готовность работать открыто и прозрачно», - сообщил Шлыков.
При этом остаются вопросы касающиеся процедуры маркировки каналов, размещении информации о подачи заявки в Роскомнадзор и размещения информации о том, что канал зарегистрирован. В частности далеко не все блогеры, подававшие заявки на регистрацию, получали аргументированный отказ в регистрации. Кроме того, не запущена пока в реализацию и изначально анонсированная графическая маркировка зарегистрированных каналов, что усложняет задачу рекламодателей.
Кроме того, отмечают эксперты, многие владельцы каналов по привычке откладывают регистрацию на последний момент, в связи с чем можно ожидать пиковое число запросов непосредственно накануне Нового года. Так как запрет на размещение рекламы в незарегистрированных каналах с аудиторией свыше 10 тыс человек и запрет на репосты из таких каналов вступит в силу 1 января 2025 года.
Тему анонимности продолжила директор Департамента развития массовых коммуникаций и международного сотрудничества Минцифры Екатерина Ларина. Она подчеркнула, что в современном мире анонимность в интернете – мнимая, и площадки и так знают про пользователей практически все: «Анонимность и настойчивые попытки сохранить ее, как правило, обусловлены какими-то не всегда законными мотивациями. Это могут быть мошеннические схемы, распространение запрещенной продукции, втягивание людей в какие-то истории, в том числе через даркнет», - считает Ларина.