Турбулентность стала причиной почти половины авиационных ЧП в мире за ноябрь

07.12.2024 / 10:20
REUTERS/Karen Ducey
Фонд безопасности полетов (Flight Safety Foundation - FSF) опубликовал статистику авиационных происшествий в мире с коммерческими воздушными судами за ноябрь 2024 года. Всего произошло 16 ЧП в воздухе и на земле. Причем шесть из них связаны с турбулентностью.

Так, пассажирский Boeing 767-322ER американской United Airlines столкнулся с этим грозным явлением в районе острова Ямайка, Boeing 747-800 немецкой авиакомпании Lufthansa - над Атлантическим океаном, а Boeing 787 American Airlines - над Тихим, Boeing 757-231 американской Delta - на эшелоне полета, как и Embraer ERJ-175 американской авиакомпании United Express, Boeing 777-200 American Airlines на маршруте Сан-Паула (Бразилия) - Майями (США)… Травмы получали и пассажиры, и бортпроводники. В некоторых случаях серьезные.

- Даже беглый взгляд на статистику происшествий в ноябре говорит о том, что самые частые из них - это причинение вреда здоровью пассажиров и членов экипажа при входе самолета в турбулентность, - комментирует генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Сергей Мельниченко. - Действительно, число инцидентов и происшествий, связанных с турбулентностью, неуклонно растет, а официальные отчеты и размещаемые пассажирами видеоматериалы в соцсетях свидетельствуют о травмах пассажиров и членов экипажа. В этом году и общественность, и авиационная отрасль стали свидетелями беспрецедентного количества самых сильных турбулентных явлений.

Один из самых серьезных инцидентов произошел в мае 2024 года на рейсе Singapore Airlines из Лондона в Сингапур, где один человек погиб, а 104 пассажира получили травмы.Еще один неприятный инцидент произошел в июле 2024 года на рейсе авиакомпании Air Europa между Мадридом и Уругваем, когда лайнер Boeing 787 Dreamliner неожиданно попал в зону турбулентности. В результате сильной турбулентности пострадали более 30 человек.

Почему же турбулентность становится опасной? Как поясняет эксперт, она, как правило, не является серьезной проблемой в авиации, поскольку обычно хорошо предсказуема. За исключением случаев, когда речь идет о турбулентности ясного неба. Турбулентность ясного неба - это движение воздушных масс в отсутствие каких-либо визуальных признаков, таких как облака, - она возникает, когда воздушные массы движутся со значительно отличающимися скоростями.

На одном из предыдущих Всемирных экономических форумов было отмечено, что в период с 1979 по 2020 год, например, количество случаев турбулентности в воздухе над США и северной частью Атлантического океана увеличилось на 55%. По прогнозам экспертов, к 2050 году частота сильной турбулентности в воздухе, с которой сталкиваются пилоты (и пассажиры), может удвоиться.

Чтобы уменьшить количество случаев неожиданных попаданий воздушных судов в турбулентность, эксперты рекомендуют улучшить её прогнозирование, а также работать над снижением выбросов, производимых авиационной отраслью. Одним из таких примеров может быть использование компьютерного моделирования атмосферы Земли для более глубокого понимания воздушной турбулентности и того, как на нее влияет изменение климата.

С другой стороны, даже при спокойной атмосфере пилоты всегда пристегиваются в креслах. Всегда. Поэтому и пассажирам, если они дорожат своим здоровьем, лучше и безопаснее всегда находиться в креслах пристегнутыми. Летайте безопасно!, - призывает Сергей Мельниченко.

Статистика авиационных происшествий в мире за ноябрь 2024 года

3 ноября. Boeing 767-322ER американской авиакомпании United Airlines выполнял рейс по маршруту Рио-де-Жанейро (Бразилия) - Хьюстон (США). На борту в общей сложности находилось 186 человек. Когда самолет находился над Карибским морем на эшелоне полета 360, он вошел в непрогнозировавшуюся сильную турбулентность. Один человек серьезно пострадал.

5 ноября. Экипаж частного самолета Honda HA-420 HondaJet выполнял рейс по маршруту Меса - Прово (США). На борту находилось 5 человек. При выполнении взлета скорость выросла до 133 узлов, после чего пилоты предприняли попытку остановить самолет. На этот момент до торца ВПП оставалось 3400 футов. Однако им это не удалось, самолет выкатился за торец ВПП, пробил ограждение аэродрома и столкнулся с проезжавшим по автодороге автомобилем. Возник пожар. Четыре человека на борту и водитель автомобиля погибли.

9 ноября. Экипаж Boeing 737-400 (SF) бразильской авиакомпании TOTAL Linhas Aéreas выполнил экстренную посадку в Сан-Паулу. Причина - возгорание в грузовом отсеке. Самолет вылетел из международного аэропорта Витории регулярным рейсом в Сан-Паулу (Бразилия). На борту находились только два пилота. После начала снижения экипаж передал сигнал бедствия и запросил внеочередную посадку. З 5 минут до посадки радиосвязь с экипажем прервалась, однако ответчик продолжал работать. Во время посадки на ВПП 28 левую были развернуты пожарные и другие аварийные службы. Пилоты покинули самолет по аварийным канатам через окна пилотской кабины.

11 ноября. Boeing 747-800 немецкой авиакомпании Lufthansa выполнял рейс из Буэнос-Айреса (Аргентина) во Франкфурт-на-Майне (Германия). На борту находилось 329 пассажиров и 19 членов экипажа. Когда самолет следовал над Атлантическим океаном, он проходил через зону межтропической конвергенции. Воздушное судно столкнулось с сильной турбулентностью, в результате чего 5 пассажиров и 6 членов экипажа получили травмы. Перед посадкой во Франкфурте экипаж запросил медицинскую помощь.

12 ноября. ATR 72-500 финской авиакомпании Finnair находился на стоянке в аэропорту Хельсинки/Ванта. Во время высадки пассажиров один из них облокотился на правый поручень хвостового трапа и перегнулся через него. Поручень подломился, человек упал лицом вниз, сильно ударившись о поверхность перрона. Пассажир получил серьезные травмы.

15 ноября. При выполнении посадки в муниципальном аэропорту Боулдер-Сити (США) самолет DHC-6-300 Twin Otter авиакомпании Grand Canyon Scenic Airlines выкатился вбок от полосы и сбил один из информационных указателей. На борту самолета, выполнявшего облёт Большого Каньона с экскурсантами на борту, находилось 16 человек. Никто не пострадал.

15 ноября. Экипаж Boeing 787 американской авиакомпании American Airlines выполнял рейс из аэропорта Токио/Ханеда (Япония) в Нью-Йорк/Дж.Ф.К. После вылета из Токио, когда самолет находился уже над Тихим океаном, он вошел в турбулентность интенсивностью от умеренной до сильной. В результате два бортпроводника получили травмы. Однако экипаж принял решение проследовать на аэродром назначения, не возвращаясь в Токио. Необходимо отметить, что на борту находилось два летных экипажа (четыре пилота) и десять бортпроводников. Самолет был почти полностью заполнен: из 285 пассажирских кресел 279 были заняты пассажирами.

17 ноября. В аэропорту Джексон Хоул (США) экипаж Bombardier Challenger 650 американской авиакомпании NetJets (аэротакси) прекратил взлет с ВПП 19 из-за возгорания шасси. Находившиеся на борту покинули самолет, пожарные погасили пожар. Никто не пострадал. Самолет получил значительные повреждения.

18 ноября. Экипаж Boeing 757-231 американской авиакомпании Delta выполнял рейс по маршруту Канзас-Сити - Атланта/Хартсфилд-Джексон. На эшелоне полета вошел в зону турбулентности. Один из бортпроводников получил серьезные травмы.

19 ноября. Экипаж грузового самолета Boeing 767-338ER канадской авиакомпании Cargojet Airways выполнял рейс за авиакомпанию Amazon Prime Air по перевозке груза из аэропорта Хэмилтон/Джон Манро в Ванкувер (Канада). После выполнения посадки на ВПП 08 левую (длина - 9,941 ф) произошло выкатывание за торец ВПП, в результате чего передняя стойка шасси подломилась. Самолет остановился на удалении 1880 ф от торца полосы. Никто из находившихся на борту не пострадал.

19 ноября. Экипаж самолета Let L-410 танзанийской авиакомпании Salaam Air выполнял рейс из Джубы в Ланкин (Южный Судан). На борту находилось 5 человек. При выполнении посадки в аэропорту назначения в светлое время суток произошло выкатывание вбок за пределы ВПП, в результате чего подломилась стойка шасси. Самолет получил значительные повреждения. Никто не пострадал.

20 ноября. Embraer ERJ-175 американской авиакомпании United Express выполнял рейс за авиакомпанию Mesa Airlines (информация об аэродромах вылета и назначения отсутствует). На борту находилось 79 человек. При выполнении этапа полета по маршруту самолет в районе Кливленда вошел в зону сильной турбулентности. Два бортпроводника получили серьезные травмы. Расследование авиационного происшествия проводит Национальный совет по безопасности на транспорте США, однако детали его неизвестны.

23 ноября. Boeing 777-200 американской авиакомпании American Airlines выполнял пассажирский рейс по маршруту Сан-Паулу (Бразилия) - Майями (США). На борту находились 221 пассажир и 12 членов экипажа. После вылета, когда самолет находился на удалении около 1425 км к северу от Сан-Паулу, он неожиданно вошел в зону сильной турбулентности.

Несмотря на то, что табло "Пристегните ремни" было включено, многие пассажиры решили, что непосредственно их это не касается. В результате значительное количество пассажиров получили травмы, один из них сломал ногу. Экипаж вернулся в Сан-Паулу, где пострадавших вывозили из салона на каталках, человек с переломом был госпитализирован.

24 ноября. При выполнении рейса по маршруту Сочи/Адлер (Россия) - Анталия (Турция) во время выполнения посадки самолета Сухой-Суперджет 100-95LR российской авиакомпании Азимут произошло авиационное происшествие. Из-за грубой посадки повреждения получили шасси и двигатель №1, в результате чего часть топлива разлилась и воспламенилась. Пожар был потушен, все находившиеся на борту эвакуировались по аварийным трапам.

25 ноября. Boeing 737-400 (SF) испанской авиакомпании Swiftair выполнял грузовой рейс за авиакомпанию DHL по маршруту Лейпциг (Германия) - Вильнюс (Литва). На борту находилось 4 человека. При выполнении захода на посадку на ВПП 19 в темное время суток в аэропорту Вильнюса самолет столкнулся с поверхностью земли. Один из пилотов погиб, остальные три человека получили серьезные травмы и были госпитализированы.

27 ноября. Экипаж самолета Boeing 737-400 канадской авиакомпании Nolinor Aviation столкнулся с технической проблемой во время выполнения рейса по маршруту Квебек-Сити - Баготвилль - Вабуш (Канада). На борту находилось 87 пассажиров и членов экипажа. Однако во время остановки в Баготвиле пассажирам сообщили о технической проблеме, из-за которой самолет должен был перелететь в аэропорт Монреаль/Мирабель. При выполнении посадки опора левого шасси подломилась. Никто не пострадал.

Поделиться