Ярмарка интеллектуальной литературы пригласила в Grand tour по русскому искусству

На ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction№26 издательство "Искусство - XXI век" представило "Путеводитель по русской живописи в трех книгах" Дмитрия, Андрея, Владимира Сарабьяновых.

Может показаться, что жанр путеводителя для историков искусств неожиданный. То ли дело энциклопедия, ставшая любимым чтением просвещенных граждан со времен Дидро и Вольтера, или многотомная академическая история искусства, начатая в России с легкой руки Игоря Грабаря и весьма полезная в ученых штудиях… А путеводитель вроде бы жанр легкий. В путеводитель заглядывают, планируя поездку. Его перелистывают в гостиницах дальних стран, выбирая маршруты следующего дня.

Путеводитель обещает не ночные бдения перед экзаменом, а радость прогулок и открытий. Он создан для отдыха и удовольствий, для радости общения, для готовности поразить спутницу своими познаниями… И если вспомнить томики Якоба Буркхардта, Павла Муратова, а сегодня и Аркадия Ипполитова, которые читали и читают, мечтая о путешествиях по Италии или готовясь к своему Grand tour, русские барышни и их спутники, то можно сказать, что путеводитель искусству имеет весьма достойных предшественников. Травелог, как минимум, один из них.

В сущности, издательство "Искусство- XXI век" предлагает путеводитель для Grand tour"а по русскому искусству. В качестве проводников - три искусствоведа, которых объединяет не только любовь к искусству, но и семейные связи.

Сарабьяновы - семейство, в котором любовь к живописи и преданность изящным искусствам впитывают, кажется, с младых ногтей. Сарабьянов-старший, Дмитрий Владимирович (1923-2013) - один из первооткрывателей русского авангарда и тонкий знаток русской живописи XIX века, блестящий историк и исследователь отечественного искусства. Когда появилась идея путеводителя, он первым успел сложить паззл своего маршрута - по русскому искусству XIX века.

Его сын Владимир Дмитриевич (1958-2015) - замечательный художник-реставратор, исследователь древнерусского искусства. Среди его трудов - исследование фресок церкви св. Георгия в Старой Ладоге, фресок Спасской церкви Евфросиниева монастыря в Полоцке, мозаик Софии Киевской (совместно с Ольгой Поповой). Тексты для путеводителя Владимир Дмитриевич не успел завершить. Его дочь Мария Сарабьянова составила на основе его научных работ путеводитель по истории древнерусского живописи - от домонгольских времен до XVII столетия. Мария Владимировна успела завершить эту работу незадолго до своей трагической гибели летом 2022 года.

Третью часть путеводителя, посвященную живописи рубежа XIX -ХХ веков и русскому авангарду первой трети ХХ столетия, подготовил Андрей Дмитриевич Сарабьянов, создатель "Энциклопедии русского авангарда" и куратор серии выставок, знакомящих с неизвестными работами художников-авангардистов из собраний провинциальных музеев. Он составлял этот путеводитель, опираясь на тексты свои и отцовские.

В общем, путешествие по русской живописи оказалось очень личным. Оно стало также воспоминанием и о пройденном пути жизни и исследований. Путь этот для каждого в этой удивительной семье был собственным выстраданным выбором. В конце концов нельзя же все время идти "по стопам". У каждого свой путь.

Андрей Дмитриевич Сарабьянов, для которого завершение работы над "Путеводителем…" стало и долгом перед ушедшими родными людьми, подчеркивал на презентации отнюдь не хрестоматийный характер издания: "Это авторский взгляд на русскую живопись, которая нравится нам троим, - речь идет и о непререкаемых шедеврах, и о произведениях малоизвестных".

Прямая речь

Андрей Сарабьянов, историк искусства, исследователь русского авангарда:

- В наши намерения не входило переписывать историю русского искусства. Хотелось найти новый подход к этой теме. Выбрали жанр путеводителя. Этот "Путеводитель…" - приглашение в путешествие по русской живописи. По художникам, которые наиболее интересны нам, авторам.

Это абсолютно субъективный выбор. Не надо относиться к этому как к хрестоматии или искать каких-то общеизвестных вещей. Нам нравятся эти художники, и мы об их работах написали. Если наши вкусы совпадают со вкусом читателей, можно только радоваться.

Мы выстроили свой маршрут - от древнерусского искусства до русского авангарда. Можно им воспользоваться. Можно выстроить свой. В любом случае - это приглашение в путешествие.