Как рассказала Наталья Флоренцева, главный архитектор-реставратор проектного бюро "Новый город", восстановление одного из лауреатов - главного дома городской усадьбы с фабрикой Е.П. Петрова на Большой Ордынке, которым они занимались, еще не завершено. Самым сложным для специалистов оказалось установить первоначальную планировку, изучить материалы, фасады, размеры здания, которое было заложено в XVII веке, а в период XVIII-XIX веков перестраивалось. И важно сохранить все его отметки времени так, чтобы они гармонировали друг с другом. К тому же современные нормы жилого здания требуют сильного внедрения в памятник, что приводило реставраторов нередко к спорам .
Например, статус памятника не разрешает в нем поставить стеклопакеты, переделать планировку, перекрасить фасад... Не получится даже удалить трещину в стене, которая появилась после пожара 1812 года. Реставраторы залили ее, укрепили стену, теперь она никак не скажется на функции здания, но трещина все равно видна.
Сейчас масштабные работы по восстановлению памятника в основном позади. Приведены в порядок цоколь из натурального белого камня, подоконники из этого же материала, металлические кованные навесы, восстановлены по историческим чертежам дымовые трубы. И небольшой двухэтажный особняк, окрашенный в пудровый и желтый цвета, снова стал украшением центра столицы.
Еще одним лауреатом конкурса стал Дом Государственного академического Большого театра России в Брюсовом переулке, построенный по проекту Алексея Щусева в стиле, переходящем в сталинский ампир. С момента постройки в 1936 году в нем жили балерины Ольга Лепешинская и Людмила Власова, певицы Надежда Обухова и Антонина Нежданова, дирижер Николай Голованов и многие другие деятели искусства. Начальник управления по работе с объектами культурного наследия Фонда капремонта Даниил Лосин рассказал об истории здания. Брюсов переулок довольно узкий, и к моменту его появления здесь была сложившаяся застройка, в которую тяжело было вписать такое громоздкое здание. Поэтому его центральную часть "утопили", что придало эффект легкости, и дом, вписавшись в окружение, не стал его доминантой, несмотря на то, что оказался самым высоким в этой части города.
Во время реставрации проблемой сразу стали балконы, все элементы декора которых были в предаварийном состоянии. "Балконы пришлось перебирать целиком. Сначала мы разобрали ограждения, усилили металлические основания, и только потом воссоздали элементы декора", - рассказал Даниил Лосин.
Венчающий карниз был тоже сильно деформирован из-за того, что крыша постоянно протекала. И тут элементы декора пришлось перебирать вручную - только так можно было определить степень их сохранности.
Реставраторы постарались сохранить исторический облик здания. Например, деревянные двери - точная копия тех, что стояли здесь до начала работ. К сожалению, подлинники сохранить не удалось - они очень сильно были поражены паразитами. В подъездах реставраторы восстановили метлахскую плитку, также декор и ступени лестничных маршей. При всей сложности реставрацию удалось провести быстро, работы начались весной, а осенью их уже закончили.
Еще один лауреат конкурса - Церковь Петра и Павла на Новой Басманной улице, объект культурного наследия федерального значения. Деревянную церковь на этом месте построили в 1692-1695 годы, но просуществовала она недолго: уже в 1705 году началось возведение каменного здания - по указу Петра I на пожалованные им средства. Дария Солтус - главный инженер проекта реставрации, рассказала, что работали они шесть лет. Расчистили фасады, заменили белокаменные элементы, пришедшие со временем в негодность. Восстановили позолоту шпилей, куполов, крестов... При этом для прихожан церковь не закрывалась ни на день, реставраторы работали и во время службы.
Восстановили и обновили они так же 40 сюжетных росписей, спрятанных под слоями краски и штукатурки, часть из которых пострадали еще и от местных пожаров. В верхнем храме внимание привлекает очень интересная роспись - "Воскрешение Лазаря". Интересно в ней то, что один евангельский сюжет накладывается на другой, более позднего времени. Некоторые лица смазаны, видно, что некоторые элементы не соотносятся по масштабу к другим элементам. Тем не менее специалисты приняли решение оставить картину такой, чтобы сохранить все исторические эпохи, которые отразились на росписи.
Константин Васин - бригадир художник рассказал, что во время такой масштабной работы, важно оставить частичку своей души, чтобы все получилось: "Художник не может работать с температурой 36,6".