День взятия Дамаска вооруженными отрядами оппозиции (8 декабря) объявлен национальным праздником страны, однако за первые минувшие после этого сутки ясности относительно будущего арабской республики не прибавилось. После коллапса полувекового правления семьи Асадов с головокружительной скоростью (всего за 11 дней) ключевые игроки Ближневосточного региона оценивают новый расклад в Сирии и перспективы контактов с ее формируемым руководством.
Пока первые шаги новых хозяев Сирии сводятся к радужным обещаниям НКОРС и спешной замене флагов республики на оппозиционные: их обновляют повсюду, от символики государственных СМИ до знамен над сирийскими посольствами по всему миру. Однако поиск баланса сил для восстановления мира в Сирии после многолетней войны не обещает быть быстрым или простым.
После взятия Дамаска вооруженными группами появились кадры разграбленного президентского дворца. В НКОРС, пытаясь взять ситуацию под контроль, призвали всех уважать государственную и частную собственность. Как сообщают местные СМИ, в понедельник на улицах города стало спокойнее, открылись магазины, стрельба прекратилась.
Источник в Кремле рассказал агентству ТАСС, что лидеры сирийской оппозиции гарантировали безопасность российских военных баз и дипучреждений в Сирии. Позже в СМИ появлялась информация о таких гарантиях и дипмиссиям других стран, хотя посольство Ирана в Дамаске в первый день все же подверглось штурму вооруженных групп.
Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил, что ведется работа по выходу на контакт с теми представителями оппозиции, кто отвечает за вопросы безопасности, соответствующие меры предосторожности предпринимают и российские военные. По его словам, преждевременно рассуждать о судьбе российских военных баз в Тартусе и Хмеймиме, диалог на этот счет будет идти с новыми властями Сирии. Пока, отметил Песков, страна проходит через период "трансформации и чрезвычайной нестабильности". Власти России продолжат консультироваться с региональными государствами, включая Турцию, для анализа ситуации. Ранее в МИД России сообщили, что сам Асад с семьей в воскресенье вечером прибыл в Москву, ему будет предоставлено убежище.
Представители РФ запросили экстренные консультации Совета Безопасности ООН по ситуации в Сирии. По предварительной информации, они могут состояться сегодня вечером.
Войска Израиля тем временем без сопротивления взяли под контроль несколько позиций на сирийской стороне Голанских высот, вероятно, стремясь создать более глубокую буферную зону. Представители Армии обороны Израиля назвали ввод своих подразделений на территорию Сирии "временной мерой безопасности". По данным СМИ, израильские военные в ближайшие дни могут расширить свое присутствие в этой зоне. Кроме того, Израиль нанес удары по ряду объектов в Сирии, где производились или хранились вооружения, с тем, чтобы они не попали в руки террористов.
Тональность высказываний американских политиков и СМИ схожая. С одной стороны, за океаном уход Асада вызывает нескрываемую радость, ведь в свое время администрация президента-демократа Барака Обамы и американские либеральные издания вложили много сил в демонизацию сирийского руководителя, добиваясь его отстранения от власти. С другой, ликование все же сдержанное и с явными нотками тревоги, ведь репутация у новых хозяев Сирии настораживающая. Поэтому в Вашингтоне, рассуждая о "новых возможностях" для страны, указывают на "значительные риски и неопределенность". Горький и относительно недавний опыт интервенций в Афганистан, Ливию и операций такого рода в других странах все же подсказывает вашингтонским мыслителям, что уход Асада сам по себе не решит всех проблем терзаемой противоречиями Сирии.
Президент США Джо Байден заявил о готовности к контактам с представителями сирийской оппозиции и намекнул на возможность выделения помощи на нужды восстановления республики. США также намерены взаимодействовать с партнерами в регионе для снижения рисков.
В Евросоюзе ограничиваются общими призывами "сохранять территориальную целостность" Сирии, "воздерживаться от насилия и начать диалог". Главы МВД стран ЕС соберутся 12 декабря обсудить ситуацию. Призывы к поиску диалога и стабилизации ситуации прозвучали от властей Казахстана, Китая, Индии, Ирана.