Как пески захватывают южные и сибирские регионы России

Пески наступают. Пустыни и полупустыни стремительно захватывают южные территории России - по 550 квадратных км в год. Ученые Южного федерального университета опубликовали в Международном журнале по биометрологии результаты исследования по изменению биоклиматических зон на юге.
Ученые готовят национальные программы по борьбе с опустыниванием в 14 регионах. Среди них - два сибирских.
Ученые готовят национальные программы по борьбе с опустыниванием в 14 регионах. Среди них - два сибирских. / Тагир Раджавов/ РГ

В его основе - 60 лет наблюдений. Среднегодовые температуры растут, а количество осадков - нет. Когда говорят о наступлении песков, прежде всего имеют в виду Черные земли и Кизлярские пастбища. Это семь млн гектаров: районы Астраханской области, Калмыкии, Дагестана, Ставрополья, Чечни. Лев Гумилев писал об этих местах: "южнее лежит равнина, называемая Черные земли, ибо зимой тонкий зимний покров мешается с пылью и бывают черные вьюги". С песками здесь борются испокон веку. Сегодня люди проигрывают пустыне.

Калмыцкий поселок Смушковое был центральной усадьбой каракулеводческого совхоза. Школа, детсад, фельдшерский пункт - все работало. В колодцах была пресная вода. Сейчас отсюда уехали почти все жители. Песком занесло и здания, и колодцы. Кругом барханы. Оказывается, чтобы нарушить природное равновесие, нужно не так уж много. "В Калмыкии исстари разводили особую породу овец - курдючную. Овцы постоянно кочевали, а не топтались на одном месте, уничтожая травяной покров. И копыта у них были такой формы, что не резали траву, - рассказывает эколог Валентина Куликова. - Вместо них завезли другую породу - с острыми копытами, непривычную к кочевью. Степь на месте их выпаса быстро превращается в пустошь. А оптимальная нагрузка на пастбища - выше более чем в два раза".

Сказалась и массовая распашка земель. В 1950-1960-х годах распахали, а в 1980-х получили открытый песок. Это первая антропогенная пустыня в Европе. Будто упал метеорит или случился другой катаклизм. Но нет - это результат деятельности человека. Иногда мы и есть первопричина глобальных природных бедствий.

Поселок Смушковое был центральной усадьбой. Школа, детсад, фельдшерский пункт, вода в колодцах. Сейчас все занесло песком. Кругом - барханы

40 лет назад восстановлением Черных земель и Кизлярских пастбищ озаботились экологи, сообщил председатель Ассоциации предприятий агролесофитомелиорации Юга России Константин Бембеев. Обширные территории объявили зоной экологического бедствия. Опустынивание коснулось 600 тысяч гектаров. Фитомелиорация сократила эту площадь до 240 тысяч. Но в начале 2000-х совхозы, курирующие эту деятельность, распались. И пустыня снова начала наступать.

Но два калмыцких села, Комсомольский и Бергин, все-таки удалось отбить у песков. А сейчас барханам противостоит поселок Татал. "Здесь нас более 500 человек. Мы научились жить по соседству с пустыней, - говорит глава поселка Герел Шараева. - Для степных пожаров припасены бочки с водой, а песок, который у нас везде, используем в строительстве. Не унываем, стараемся облагораживать родной поселок". Четвертый год Татал участвует в программе инициативного бюджетирования. Это когда жители на сходе решают, как распределить деньги для благоустройства. В 2025 году хотят разбить парк на месте заброшенных бараков и посадить там плодовые деревья. Мечтают о фонтане.

Под угрозой опустынивания - минимум 2-3 сельских муниципалитета Калмыкии. В Астраханской области - поселения двух районов на границе с Калмыкией. "Деградация пастбищ под Астраханью уже ушла за Волгу - в Харабалинский район. Очень тревожно", - говорит Бембеев. Это 1,4 млн гектаров, из которых восстанавливают всего по 300 в год. Из космоса видны проплешины на земле. Яркая иллюстрация - поселок Барханы. Пересох водный канал, поилки для овец засыпало песком, пропал джузгун - кустарник, задерживающий пустыню. Из 160 дворов осталось три, сохранилась одна улица.

В открытые пески превратились около 150 тысяч гектаров земель в Дагестане. 300 тысяч деградированы. Опустынивание сказывается на животноводстве. Из-за дефицита влаги трава растет плохо. "Чабаны гонят животных на новые площадки. А это неблизко, что опять же ведет к деградации почв", - говорит первый замминистра сельского хозяйства и продовольствия Шарип Шарипов. Помочь могли бы артезианские скважины, но многие давно исчерпали свой ресурс. Даже города накрывают пыльные бури - Волгоград, Ростов-на-Дону. Ветер поднимает песок в Астраханской области, в Казахстане и несет его дальше. Раньше фильтром служило защитное зеленое кольцо. Сегодня его нет. Лесопосадки деградировали или вырублены ради новой застройки.

С песками люди борются испокон веку. Но сегодня, похоже, они проигрывают пустыне. По 550 квадратных км в год. Фото: Тагир Раджабов

Что делать? Труды Герел Шараевой и ее земляков из Татала - настоящее подвижничество. Но, увы, им не хватит сил остановить пустыню. "Нужны профильные госпрограммы с должным финансированием, - настаивает Константин Бембеев. - Четкое соблюдение сроков восстановления земель. И специальные хозяйства, чтобы напрямую этим занимались".

Комментарий

Анна Федотова, заместитель директора Федерального научного центра агроэкологии РАН:

"В этом году центр завершил первый этап создания национальных региональных программ по борьбе с опустыниванием для 14 регионов. В числе тех, где складывается непростая ситуация, есть и регионы Сибири - Тыва, Красноярский край.

По прогнозам, климат будет ухудшаться, изменится и ветровой режим. Усиление ветров - прямой путь к появлению пыльных бурь, которые расширяют площади опустынивания. В этом году в Саратовской, Ростовской, Астраханской областях был объявлен режим ЧС по засухе. Пострадали посевы. Сейчас основная задача ученых - выведение растений, устойчивых к засухе. А чтобы восстановить почву, ее необходимо на 3-5 лет вывести из сельхозоборота, исключив и выпас скота. Сделать это сложно, особенно в Дагестане, где поголовье почти в пять раз превышает нормы.

Необходимо законодательно закреплять распределение категорий земель, ведь большинство пастбищ - частные территории. Нужна и поддержка инвесторов, и понимание местных властей. К сожалению, аграрии не думают о том, что лет через пять на месте сельхозугодий будет пустыня".

Подготовили Мария Соловьева, Марина Бровкина, Тимур Алиев, Роман Мерзляков.