Авторами инициативы выступили председатель Госдумы Вячеслав Володин, вице-спикер Госдумы Ирина Яровая, лидеры думских фракций и руководители ключевых комитетов.
"Выборочный контроль показал: 41 процентов детей мигрантов, которые приходят в школы, либо не знают, либо плохо знают русский язык. А ведь одного такого ребенка достаточно, чтобы обучение всего класса было парализовано", - подчеркнул спикер ГД на пленарном заседании.
Тестирование на уровень владения русским языком, согласно инициативе, будет обязательным для детей иностранных граждан и лиц без гражданства при их поступлении в общеобразовательные организации. Пояснительная записка гласит, что это необходимо "в целях обеспечения успешного освоения иностранными гражданами образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования на государственном языке Российской Федерации".
Уточняется, что при провале теста зачисление запрещено. Порядок проведения тестирования установит профильное министерство, а методическим обеспечением займется Рособрнадзор. Он же установит критерии для оценки знаний. "Принятие законопроекта обеспечит реализацию государственных гарантий на качество образования", - уверены инициаторы.
В Госдуме считают правильным проводить предварительные тестирования, а потом уже зачислять в школу детей мигрантов, пояснил Вячеслав Володин. По его словам, о принятии закона на тему обучения детей мигрантов Госдуму просят избиратели, и депутаты не могут игнорировать такой запрос, ведь нынешняя ситуация вызывает "напряжение в школах".
Спикер привел данные МВД и Минпросвещения, согласно которым в прошлом учебном году в российских школах обучались свыше 200 тысяч детей мигрантов (всего же учеников было 18 миллионов). У детей приезжих, как сообщают учителя, "зачастую возникают трудности с освоением образовательной программы, сложности в общении со сверстниками и педагогами", передал председатель ГД. Он также отметил, что низкий уровень знания русского языка или его отсутствие у детей мигрантов вызывает стресс у самого ребенка, создает проблемы для одноклассников.
"Педагоги не могут качественно передавать им знания", - констатировал Володин.
Как уточнила его соавтор Ирина Яровая (ЕР), тестирование будет проводиться на бесплатной основе. А кто займется подготовкой детей к школе, чтобы они освоили русский язык для усвоения федеральных образовательных программ?
"Это функция, которая должна решаться семьей и уполномоченными органами власти, которые отвечают за адаптацию и интеграцию иностранных граждан", - уточнила вице-спикер ГД. Между тем министр просвещения РФ Сергей Кравцов ранее заявлял, что для детей мигрантов планируется создать центры по изучению русского языка.
"На уровне региона будут приниматься решения, как будут создаваться такие курсы по изучению русского языка, - разъяснила Яровая. - Они могут быть организованы при школах, в отдельном центре - это будут именно полномочия регионов". Закон, подчеркнула она, не создает новых обязательств для школ. По ее словам, на цели адаптации и интеграции в РФ приезжих из бюджета выделяются 2,73 млрд бюджетных средств, и в ГД ставят вопрос об эффективности их использования.
Докладчик по проекту добавила, что после прохождения подготовки не принятый в школу ребенок сможет вновь попробовать пройти проверку. А что будет, если мигрант просто решит не отдавать ребенка в школу, не станет его готовить к ней - и "дети будут предоставлены себе и улице"? Отвечая на этот вопрос, Ирина Яровая отметила, что трудовым мигрантам совершенно необязательно привозить с собой в Россию детей, если они не намерены решать вышеозначенные вопросы. Депутаты спрашивали, конечно, и об уже поступивших в школы детях приезжих. Вице-спикер пояснила, что закон обратной силы иметь не будет.
Отметим, что законопроектом вводится и еще одна проверка - статуса ребенка в РФ. Уточняется, что лица, незаконно находящиеся на территории страны, не могут быть приняты в школу.
Правительство РФ ранее поддержало концепцию законопроекта, высказав некоторые технические замечания. В частности, как указывается в официальном отзыве, необходимо определить правовое положение в РФ несовершеннолетних иностранных граждан, которые не смогут посещать образовательные учреждения в связи с выявлением по итогам тестирования незнания ими русского языка.
Владимир Кошелев, депутат Госдумы от ЛДПР:
"Дети мигрантов далеко не всегда знают русский язык, и это приводит к проблемам с успеваемостью и в общении с одноклассниками. Сейчас школам приходится самостоятельно решать этот вопрос. Для таких учеников организуют дополнительные занятия, учителя вынуждены оставаться после уроков, чтобы объяснить им материал.
Законопроект позволит гарантировать качество образования и гармонизирует права и обязанности всех участников образовательного процесса. Классам не придется равняться на самых слабых учеников и понижать общую успеваемость, а педагоги перестанут тратить силы и время на нескольких учеников в ущерб всем остальным. Главное же в том, что знание русского языка станет для мигрантов "пропуском" в жизнь. Его изучение поможет им лучше понять культуру и историю страны, в которую они приехали, и усвоить правила поведения в ней".
Сергей Алтухов, депутат ГД от ЕР:
"Смысл данной инициативы отнюдь не в ущемлении прав граждан сопредельных государств, а в том, чтобы у всех была возможность получения качественного образования. И это в целом нормальная практика. Например, в отношении высшего образования такие тесты есть практически во всех европейских странах.
Что касается дошкольного и общего среднего образования, проверка знаний ребенка облегчит и его интеграцию в языковой среде. А для педагогов, работающих в полиэтнических классах, это тоже существенно облегчит преподавание и воспитательную работу.
Конечно, важно расширять систему языковых и культурных клубов, где у детей была бы возможность практиковать языковые навыки на разном уровне, потому что внутри таких семей, как правило, не говорят на русском. А без постоянной практики сложно рассчитывать на языковой прогресс.
Кроме того, данный языковой фильтр для получения образования должен снизить диаспоральную и межэтническую напряженность внутри образовательных учреждений, повысить качество получения образования".