Результаты исследования демонстрируют, что основной приток персонала в эти сферы происходит из жилищно-коммунального хозяйства, строительства, торговли и сектора услуг. Анализ показал, что лишь 13-16% водителей такси и 7-8% курьеров обладают опытом работы на производстве. То есть, значительный отток кадров из промышленного сектора в данный сегмент не зафиксирован, отмечают в "РОМИР".
Итоги исследования опровергают мнение о том, что именно платформенная экономика является причиной дефицита кадров в реальном секторе.
Генеральный директор Центра стратегических разработок Павел Смелов назвал предпосылки обострения дефицита кадров на производстве и предложил варианты решения. По мнению эксперта, развитие платформенной занятости никак не усугубляет кадровые проблемы в стране. Скорее, они связаны со структурным переходом в постиндустриальную экономику, падением престижа рабочих специальностей, неэффективной кадровой мотивацией и непривлекательными условиями труда в ряде российских производственных компаний.
Отвлечь квалифицированные кадры из службы доставки можно только через улучшение законодательства. Необходимо устранить законодательные ограничения, включая нормы, касающиеся сверхурочной работы на производстве, которые в настоящее время составляют 120 часов в год. Тем более, что многие стремятся работать больше, и предприятия готовы предложить более высокую оплату, считает эксперт.
Вместе с тем, исследование "РОМИР" подтвердило другие, ранее известные данные: работа в сервисах часто дополнительная, а не основная. Значительную часть платформенно занятых привлекает именно возможность совмещать разные виды деятельности (19% водителей и 34% курьеров). Среди других плюсов названы гибкий график (70% и 75% соответственно), возможность работать без специального образования (30% и 38%) и стабильность (35% и 24%). Еще около трети опрошенных (33% и 30% соответственно) ушли на платформы, чтобы избежать постоянного контроля со стороны руководства.
Такая частичная занятость и работа с гибким графиком уже формируют существенный вклад в экономическое развитие.
"По разным оценкам, современный вклад цифровых платформ в ВВП страны уже достигает 5%, объем интернет-торговли составляет почти 6,5 трлн. руб. Это очень заметный и быстрорастущий сегмент российской экономики", - отмечает генеральный директор Альянса по вопросам устойчивого развития, председатель Наблюдательного совета Ассоциации цифровых платформ Андрей Шаронов.
Неслучайно в Минэкономразвития так озабочены разработкой норм регулирования для платформенной экономики - это такой же элемент российского хозяйства, как металлургия или торговля.
Сегодня только три страны в мире, включая Россию, имеют собственные эффективные национальные цифровые платформы. Остальные работают в основном с платформами из этих государств. Это важный фактор сохранения технологического суверенитета и возможность для экономической экспансии, уверен Шаронов. Он подчеркивает важность разумного и сбалансированного подхода к регулированию цифровых платформ, с учетом рискоориентированности.
"Нужен баланс различных контрольных и регуляторных механизмов: от государственного до саморегулирования, чтобы не сломать саму бизнес-модель и защитить права всех участников платформенной экономики", - добавляет эксперт.
"Исследование выявило интересные тенденции на рынке труда, - полагает Руслан Абрамов, директор института экономики, управления и права, профессор департамента экономики и управления МГПУ. - Роль промышленного сектора в качестве источника кадров для платформенной экономики оказалась незначительной. Важный момент: большинство водителей такси и курьеров в целом довольны своей текущей работой - 79% и 64% соответственно. А в качестве основного мотива, который мог бы заставить людей сменить сферу деятельности, чаще всего называли более высокий доход. Об этом рассказали 37% водителей и 41% курьеров. То есть, исследование подтвердило все то, о чем давно говорят, например, профсоюзы, - про недостаточную оплату труда специалистов рабочих профессий. Очевидно, что именно в эту сторону должно быть направлено внимание законодателей и профильных ведомств. Ведь тот факт, что в курьерские службы люди приходят не от станка, вовсе не означает, что их нельзя туда привлечь - в случае повышения зарплаты, нормальных условий труда и расширенного соцпакета. Разумеется, после того, как вчерашние курьеры пройдут соответствующее обучение".
Об исследовании
Опрос проведен в ноябре 2024 года среди 1000 респондентов (500 водителей такси и 500 курьеров) в Москве и городах-миллионниках. Глубина оценки - три предыдущих места работы (при наличии). Опрашивались только граждане Российской Федерации.
Профиль респондентов: преимущественно мужчины (87% среди водителей и 60% среди курьеров); преимущественный возраст среди водителей 31-49 лет (59%), среди курьеров - 18-30 лет (55%).