В СКР объяснили, как распознать мошенников

В ведомстве Александра Бастрыкина сообщили, что телефонные мошенники все чаще стали представляться следователями СК. И рассказали, как отличить поддельного сотрудника от настоящего.
iStock

Вчера в Следственном комитете РФ неожиданно рассказали не о конкретном преступлении, которым ведомство сейчас занимается, а о сложившейся ситуации с телефонными мошенниками. Дело в том, что значительная часть аферистов, которые названивают нашим гражданам в надежде украсть их деньги или оформить на них кредит, все чаще представляется не только сотрудниками полиции или банков. Эти жулики заявляют, что они - следователи СКР. Сообщают, что у них есть возбужденные уголовные дела на гражданина, и даже присылают копии поддельных процессуальных документов, пытаясь заставить его поверить, что все, в чем его убеждают, - чистейшая правда. Для прекращения "уголовного преследования" мошенники, естественно, требуют перевести им деньги.

Еще одна мошенническая схема связана с попыткой убедить человека, что при расследовании уголовного дела всплыл факт использования его персональных данных.

Поэтому надо перевести деньги на безопасный счет.

В СК заявили, что нередко мошенники представляются по телефону высокопоставленными сотрудниками СК, в том числе руководителями главных следственных управлений. Они агрессивно и грубо общаются с абонентом, стараясь его запугать и заставить нервничать. Мошенники при этом используют должности и фамилии тех сотрудников ведомства, которые, как говорится, на виду. Например, выступают по телевидению с комментариями по уголовным делам.

СК просит граждан быть бдительными и дает несколько простых рекомендаций. Главная - следователи СК дистанционно не совершают никаких процессуальных действий. Допросы и опросы граждан по телефону не предусмотрены законом. Если нужен допрос - человека вызовут повесткой или телефонограммой. Адрес следственного органа можно проверить на официальном сайте. Настоящие сотрудники СК не имеют права требовать информацию по счетам и картам, а также передачу кодов по СМС. А еще они ни по телефону, ни лично не заставляют переводить деньги.

Любые предложения о содействии правоохранительным органам, например, в поимке преступников путем перечисления денежных средств на указанные собеседником счета либо с целью обезопасить сбережения от противоправных действий третьих лиц - явный признак мошенничества.

И предостережения липовых следователей о неразглашении такого разговора - ложь и запугивание человека.

Следственный комитет еще раз обратил внимание граждан, что не надо поддаваться уговорам, угрозам и влиянию телефонных мошенников. А обо всех подобных звонках надо незамедлительно сообщать в правоохранительные органы.

Предостережения Следственного комитета исключительно актуальны. С первого же звонка телефонные мошенники, назвавшиеся следователями СК, начинают запугивать человека проблемами и тюрьмой. Любой психолог подтвердит, страх - главное оружие телефонных мошенников: так проще всего заставить человека что-то сделать еще до того, как он положит трубку.

Должна обязательно показаться подозрительной и спешка вместо объяснений. Мошенники всегда стараются вывести гражданина из равновесия и заставить действовать импульсивно. Например, следователь начинает уверять, что человека вызывали на допрос, а он не пришел, и теперь надо срочно дать показания, иначе будут проблемы. В таких звонках якобы от следователя должен насторожить и грубый тон. К слову, настоящие сотрудники так себя не ведут. Они знают - на том конце провода подобное хамство могут записать, и тогда проблем у них будет много.

Еще должен насторожить звонок в неурочное время. Настоящие следователи беспокоят граждан только в течение рабочего дня. А если гражданину прислали "повестку", то там точно будет много ошибок, если ее внимательно прочесть, и не будет номера телефона. У нас нельзя сразу вызвать человека на допрос как подозреваемого - для этого статуса существует отдельный долгий процесс. И его нельзя провести так, чтобы человек об этом не знал.