Для привлечения гостей нужна прежде всего инфраструктура - этот постулат эксперты выдвигают не первое десятилетие. Там, куда приехал или пришел турист, должна быть парковка, туалет и точка питания. С той вместимостью, которая позволит группе быстро решить все базовые вопросы, не теряя время в очередях. Успехи на этом фронте есть, но не сказать, чтобы выдающиеся. В центре миллионного Воронежа, к примеру, несложно найти заведение общепита на любой кошелек, с парковкой придется покумекать, а вот вопрос об уборных лучше не поднимать. Здесь вам не Москва и не Нижний - ищите торговый центр, просите товарищей покараулить у сломанной двери биотуалета… На междугородных трассах Черноземья (да и других регионов центральной России) автобусы с туристами нередко притормаживают "у кустиков".
Для чиновников развитие туризма ассоциируется прежде всего с наведением красоты: ровный тротуар, клумбы, наружная подсветка. Подход разумный, признает директор департамента экспедиций и туризма Русского географического общества Наталия Белякова:
- Туристы хотят быть "временными местными", поэтому для них работает все то же, что нужно для повседневной жизни. Вложения в развитие отрасли приносят пользу и обычным жителям города или сельской местности. Сегодня, допустим, популярны походы по благоустроенным экотропам (которые могут тянуться не один километр и переходить границы регионов).
Вице-мэр Воронежа Людмила Бородина напомнила о том, что в столице Черноземья три года подряд существует субсидия на компенсацию затрат на оборудование для развития туристической отрасли. С 2016 года (когда развитие отрасли гостеприимства вошло в официальную повестку органов власти) создано немало уютных общественных пространств. Бородина привела в пример парк "Орленок" и реконструкцию Петровской набережной, которая пусть и с задержками, но продолжается.
- Планируем создать там дублер новогодней площади Ленина - с катком, дорогостоящим освещением, пунктами проката спортивного оборудования, точками питания. Продумываем событийную программу. На зимних каникулах в городе пройдет гастрофестиваль в рамках спорного, но интересного проекта "Воронеж - родина Нового года" (чтобы не раздражать краеведов, мы подчеркиваем, что это "петровская легенда"). Под одним брендом объединятся более 50 рестораторов, - сообщила вице-мэр.
Полсотни заведений - от кулинарий до ресторанов премиум-класса - изменят часть меню, подчеркнув "вкусную" связь с историей и новым годом. Похожим образом в 2024 году 15 кафе и ресторанов города проводили фестиваль завтраков.
Инициаторы проекта "Воронеж - родина Нового года" готовы рассмотреть и другие форматы продвижения бренда. По замыслу, он станет приманкой, вокруг которой можно строить посещение объектов как в городе, так и на пути к нему - смотря откуда едет гость.
Идея состоит в том, чтобы застолбить за Воронежем неофициальный статус города, где Петр Первый издал указ о праздновании светского новолетия. Вокруг исторического обоснования уже сломано немало копий, но чиновники и местные туроператоры твердо уверены: надо хотя бы попробовать. Как выразился директор АНО "Центр туризма Воронежской области" Геннадий Малыш, к названию "Воронеж - родина Нового года" стоит дописать крупными буквами "Краеведы против", чтобы привлечь дополнительное внимание: "Протестуют люди, которые сами водят экскурсии без лицензии гида. Не нужно идти у них на поводу, нужно сотрудничать с теми, кто готов продавать новую идею".
- Как говорит мой руководитель, наш город стеснительный: вечно ищем объяснений, оправданий, подтверждений, документы архивные поднимаем, - улыбнулась директор Туристско-информационного центра Воронежа Екатерина Шрамко. - А другие без рефлексии берут и делают: Нижний Новгород - столица закатов…
Ее поддержал руководитель ГК "Федерация туризма" Александр Зяблов, подчеркнув, что "бизнес с историй" всегда вызывает споры. По его словам, стоит различать "сказки на ровном месте", когда для привлечения людей имитируют дольмены и древние лабиринты, копают пещеры и придумывают небылицы, и сказки, которые все же связаны с фактами.
- Мы десять лет возим в Воронеж регулярные сборные туры и чувствуем нехватку у города нормальной легенды, - заявил Зяблов. - У Мышкина есть мышь, у Йошкар-Олы - Ёшкин кот. У нас на "Котенка с улицы Лизюкова" туристы приезжали лет пять, потом интерес к нему остыл. И развить этот бренд не на чем. Есть анимационная студия "Воронеж", но там нельзя организовать экскурсии в том режиме, который подходит путешественникам. Плюс это скорее техническая сторона мультипликации, а наши клиенты едут в лайт-туры, где не надо ни о чем думать.
Туры на "родину Нового года" - с посещением развлекательного парка Нелжи, молочного производства "ЭкоНивы" и океанариума - компания уже продумывает. Но даты ставит на… февраль. Почему? Потому что в другие даты уже вписаны другие туры.
Сторонники проекта готовы к тому, что эффект проявится не сразу. В ближайшие каникулы предполагается скорее обкатка самой идеи проводить зимой больше массовых мероприятий (увязанных с музейными и развлекательными программами) под единым брендом.
- Учитывая обстановку, не факт, что мы сможем себе это позволить уже в 2025 году. Но будем стараться: все равно на каникулы люди к нам едут, туроператоры везут группы, - пояснила директор Туристско-информационного центра Воронежа Екатерина Шрамко. - Нам кажется, что идея продуктивная, ведь уже раскрученные локации для новогоднего отдыха не смогут принять всех желающих. В Великом Устюге всего 17 тысяч жителей, отелей мало, логистика очень неудобная. Из Воронежа, например, надо добираться с пересадкой в Москве и Котласе: два билета на поезд плюс автобус. А в наш город добраться легко, для жителей юга и Крыма это ночь в поезде. Тут есть лесная резиденция Деда Мороза, где предложат качественную программу с рассказом о новогодних традициях.
Гид и организатор экскурсий Виталий Иванищев одобрил саму идею, но обратил внимание на то, что посещение на каникулах основных объектов - музеев Воронежа и той же Нелжи - уже разбронировано по часам. А альтернатив, в том числе для гуляний на свежем воздухе, не предлагается.
- Площадь Ленина замечательно украсят, но кроме фотографий, там делать нечего. Можно устроить хотя бы объединенную прогулочную зону - Кольцовский сквер, площадки у Никитинской библиотеки и театра оперы и балета, чтобы трафик в центре не падал, - предложил он.
Представитель мэрии восприняла это как утопию, напомнив о "градусе напряжения" и повышенных мерах безопасности, которые не позволяют проводить мероприятия с большим скоплением народа. Иванищев резонно возразил, что собирать по 10 тысяч фанатов на футбольном стадионе в том же центре города этот градус почему-то не мешает. К слову, летом в Воронеже из-за воздушных угроз отменили ряд небольших событий (вроде фестиваля в мини-дворике музея имени Крамского), но вскоре - аккурат к домашнему матчу "Факела" - ограничения сняли.
Для путешествий выходного дня самым естественным кажется выезд в окрестности своего города или ближайшие регионы. Идея маршрутов внутри Черноземья лежит на поверхности, но предложений такого рода не то чтобы много. Чаще всего соединяют самые известные достопримечательности: например, комбинируя посещение монастырей, музеев и заповедников Воронежской и Липецкой областей. Между тем в регионах масса прекрасных нехоженых мест - частные музеи, дворянские усадьбы (причем не всегда в виде руин), сафари-парки.
- В Задонске, который знаком паломникам, развивают филатуризм, готовы добавить в маршруты и гастрономическую составляющую. Гастроужины и встречи бренд-шефов организует "Кудыкина гора", которую знают благодаря гигантскому Горынычу. Созданы базы отдыха на нескольких старинных усадьбах. В имении Семенова-Тянь-Шанского, например, ищут партнеров-инвесторов, чтобы построить на соседних участках отели и кафе, - рассказада замдиректора Центра туризма "Липецкая земля" Юлия Мякотных.
Примеры межрегионального сотрудничества уже есть. Так, Липецкий археологический парк "Аргамач" планирует совместные программы с белгородской крепостью "Яблонов" (которая готова предоставлять места под точки питания бесплатно) - туристам расскажут об истории засечной черты. С Орлом и Курском белгородцев объединяет тема Великой Отечественной и маршруты промышленного туризма.
Облегчает путешествия возможность добраться до соседнего областного центра на электричке или рельсовом автобусе. Дополнительные рейсы в последние годы вводятся как раз к выходным. Замначальника ЮВЖД Денис Вакуленко подчеркнул, что при наличии запроса со стороны муниципалитетов или региональных администраций и готовности субсидировать маршруты эту практику можно расширить.
- Например, мы вводили электрички для зрителей рок-фестиваля "Чернозем" - если бы они ехали на автобусах, потребовалось бы 375 машин. В зависимости от задач можно запускать ретропоезда или экскурсионные вагоны, строить дополнительные платформы - как сделали на территории музея-заповедника "Прохоровское поле", где очень большое расстояние между объектами показа, или в Воронежском биосферном заповеднике для поезда "Бобренок". В Белгородской области у нас ходит тематический поезд для школьников "Дороги мужества" с мультимедийным контентом - показываем участок железной дороги, построенный в 1940-е за 32 дня, - сообщил Вакуленко.
Детский туризм способен стать одной из главных точек роста на межрегиональных маршрутах, подчеркнула президент ассоциации развития туризма Тамбовской области Галина Гриднева:
- Мы второй год лидируем по этому направлению, развиваем его с соседями - Пензой и Липецком. Вариантов масса - можно показать разные заповедники и музеи, мемориальные зоны и предприятия, где выращивают яблоки или делают зефир. Причем промо-ролики для маршрутов у нас профессионально записывают сами подростки. Возить можно круглый год - на каникулах, в рамках внеурочной деятельности, с образовательными целями. У нас разработаны предложения и на два-три дня, но иногородние группы обычно выбирают самые короткие программы. И, увы, зачастую идут по пути самодеятельности, не обращаясь к туроператорам, а обходясь своими силами. Подешевле, побыстрее, как бы поудобнее. Но давайте делать так, чтобы гости из Воронежа посещали в Тамбове не только усадьбу Асеевых! Мы, конечно, тоже многое упускаем - не знаем толком Белгород, с Липецком пока мало взаимодействуем. Есть поле для развития, но оно должно быть взаимовыгодным.
Между тем тропу в Черноземье уже набили соседи с юга. Так, туроператор из Таганрога "Судаков Тревел" активно возит в Воронежскую область группы через Ростов.
- У нас общая история, расстояние между городами удобное для туров выходного дня, - пояснила выбор директор компании Наталья Судакова. - Интерес к таким поездкам в 2024 году вырос на 15-20 процентов. По Воронежской области у нас много гастрономических, событийных и паломнических поездок. Посещаем Дивногорье, Веневитиново, Рамонь, Задонск, Центральный рынок… А в Нелже мы просто прописались! И хотим расширить спектр туров на три дня и две ночи по Воронежской области.
Масштабировать эту практику в макрорегионе мешает состояние дорожной сети и дефицит кадров, считает сооснователь Клуба отельеров Черноземья, эксперт по маркетингу в туризме Наталья Родионцева. В отелях, по ее словам, "провал с администраторами, горничными, поварами и официантами", спрос на поездки слишком привязан к летнему сезону, кооперация между участниками рынка очень слаба. Влияет и политическая ситуация, на фоне которой снизился интерес инвесторов к регионам, близким к линии фронта.