Волга - Каспий: все сложится. В Ульяновске прошел логистический форум

На Международном логистическом форуме "Средняя Волга - Каспий" представители разных стран обсуждали проблемы построения эффективных логистических цепочек в направлении "Север-Юг".
Представитель Волжского государственного университета водного транспорта Александр Лисин рассказывает о перспективах развития инфраструктуры речных портов.
Представитель Волжского государственного университета водного транспорта Александр Лисин рассказывает о перспективах развития инфраструктуры речных портов. / Дмитрий Сандимиров / Центр "Мой бизнес"

"Это торгово-логистический форум, призванный собрать компании портовой и дорожной инфраструктуры, судовладельцев, вагоновладельцев - всех тех, кто задействован в глобальных перевозках. Ведь наша основная задача, поставленная президентом, - это развитие товарооборота с дружественными странами. Сегодня в этом регионе у нас нет простой и понятной логистики", - сообщил директор регионального центра поддержки и сопровождения предпринимательства Ульяновской области "Мой бизнес" Руслан Гайнетдинов.

Пока эта логистика разорвана на разных участках маршрута. На железной дороге преобладает повагонная отправка. Необходимо запустить идущие по расписанию грузовые поезда и судовые маршруты в каспийские порты - Туркменбаши (Туркменистан), Бендер-Энзели (Иран). Важно обеспечить обратную загрузку составов и судов. Пока же около 80% рейсов возвращается порожняком.

Нарушение сроков доставки зачастую равносильно полному срыву сделки. Как их выдержать? Об этом рассказал заведующий сектором разработки продуктов отдела развития бизнеса коммерческого департамента АО "Азербайджанские железные дороги" Эльхан Асадов (Азербайджан).

Чтобы вовремя доставить по железной дороге грузы из России до азербайджанской станции Астара и далее в одноименный иранский порт на Каспии, здесь разработали особый график. Но главное - решились скомбинировать контейнерные составы с традиционными, куда могут включаться закрытые и открытые вагоны, цистерны. В РЖД эту инициативу поддержали. Смешанным поездам дан зеленый свет.

Главная задача форума - помочь владельцам грузов, перевозчикам, экспортерам, банкам, инвесторам увидеть друг друга. Об этом журналистам рассказал президент Ассоциации "Афанасий Никитин" Дмитрий Потапенко (Москва).

Ассоциация работает со всеми городами, расположенными на Волге: Ярославлем, Самарой и Тольятти, Саратовом, Нижним Новгородом, Ульяновском, Астраханью. Ее задача - вовлечение малого и среднего предпринимательства в экспортную деятельность. Руководитель Ассоциации обратил внимание на то, что в форуме участвуют представители не только пяти прикаспийских стран (России, Казахстана, Туркмении, Ирана и Азербайджана), но и гости из Индии и Китая.

Потребности в зерновых из регионов Среднего Поволжья простираются намного дальше стран прикаспийского бассейна. Дальнейшее развитие коридора Дмитрий Потапенко назвал "нашим светлым будущим". Пока же главное внимание нужно сконцентрировать на Волжском водном пути, прилегающих железных дорогах и автомобильных магистралях.

Тем не менее тема оказалась крайне интересной для представителя бизнеса из Индии. Компания Solar Express, которую на форуме представил Аравамутан Чакрапани, является резидентом в Ульяновской особой экономической зоне.

"Я на форум приехал для того, чтобы узнать, какие новые направления сейчас есть по логистике. Я уверен, что этот маршрут реально имеет очень большую перспективу", - поделился с журналистами г-н Чакрапани.

На текущий момент Россия занимает третье место по объему пашни среди других стран мира, но только 17-е место с точки зрения экспорта. Необходимо выстраивать логистические маршруты, считает руководитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Олег Князьков.

Россия намерена увеличить объем товарного производства зерновых и зернобобовых до 170 миллионов тонн к 2030 году. Чтобы реализовать такой объем, нужно выстраивать сеть линейных элеваторов на маршрутах "река-море". Ульяновск, по мнению представителя банка, - это "удачная локация".

"А вы знаете, что в Ульяновской области потребляется из двух миллионов тонн произведенных зерновых только 300 тысяч? Поэтому сам Бог велел в Ульяновской области поставить свой линейный крупный элеватор, может быть, даже несколько", - сказал Олег Князьков.

Сейчас речные порты приспособлены в основном для грузов строительной отрасли. Это нормально, но в наше время - другие требования. На Волге и Каме им отвечают единицы, сообщил директор центра стратегического развития ВВП и инфраструктуры Волжского государственного университета водного транспорта Александр Лисин (Н. Новгород). Что нужно, чтобы изменить ситуацию?

"Воля. Воля всех участников. Государева воля. Есть хороший пример организации и серьезного комплексного подхода - РЖД. Задача требует всегда много инвестиций, в одиночку частный бизнес никогда это не сделает, поэтому без роли государства говорить о развитии нельзя. Есть очень позитивный пример - это морские порты, где очень сильная роль была государства, а бизнес дальше пошел и подтянулся", - рассуждает ученый. Такие же преобразования необходимы и для речных портов.