Цены на молочную продукцию в СКФО растут, хотя производство сырья не упало

Экстремально засушливое лето привело к тотальному дефициту кормов наступившей зимой, что заставляет животноводов Северного Кавказа, занимающихся производством молока, снова задумываться о том, не пустить ли дойное стадо под нож. Все это происходит на фоне резкого удорожания молочной продукции, хотя, как утверждает официальная статистика, сырья меньше не стало: наоборот, молока в хозяйствах получают больше. Корреспондент "РГ" решила прояснить ситуацию.
Повышение цен на топливо рикошетом бьет по животноводам. А кроме этого, растет стоимость кормов, ветпрепаратов, энергоносителей, дорожают кредиты.
Повышение цен на топливо рикошетом бьет по животноводам. А кроме этого, растет стоимость кормов, ветпрепаратов, энергоносителей, дорожают кредиты. / Владимир Аносов/РГ

Согласно данным северокавказских статистиков, во всех регионах СКФО, за исключением Чеченской Республики, производство молока за 10 месяцев 2024 года по сравнению с тем же периодом 2023-го увеличилось. При этом поголовье коров за этот же период выросло отнюдь не везде - в Карачаево-Черкесии, Дагестане и на Ставрополье оно сократилось.

А в Кабардино-Балкарии и Северной Осетии поголовье хоть в целом и увеличилось, но конкретно в сельхозорганизациях буренок стало меньше. При этом в республиках власти выплачивают аграриям довольно неплохие субсидии за произведенное и реализованное молоко: в РСО - Алания - 4,34 рубля за один килограмм, а в КБР - 5,6 рубля за литр. В Северной Осетии считают, что помимо такой поддержки для динамичного развития молочного животноводства необходимо компенсировать аграриям еще и часть затрат на приобретение кормов. В том числе расходы на них повлияли на стоимость сырья, а следом и на цену готовой продукции - масла, творога, сметаны и так далее.

При этом многие владельцы кабардино-балкарских личных подсобных хозяйств (а в таковых содержатся две трети всех буренок республики), как выяснилось, не получают и действующей региональной субсидии. "Какие субсидии, лишь бы работать не мешали", - сказал корреспонденту "РГ" житель селения Нижний Черек Урванского района Анзор Пшибихов. Производством молока занимались несколько поколений его предков. Сейчас сельчанин содержит на подворье шесть собственных коров и четыре соседских. У молока - отменный вкус. Кажется, что оно настояно на травах, которыми вскормлены домашние животные. За изготовленными из него сливками, сметаной, творогом и сырами жители села выстраиваются в очередь, а излишки супруга Анзора везет в райцентр, где продает на рынке. Однако налаженный семейный бизнес оказался под угрозой из-за проблемы с пастбищем.

- Недавно пришлось купить 500 тюков сена, заплатив за это 85 тысяч рублей - значительные для моей семьи деньги, - говорит Анзор. - Попросил у сельской администрации землю в аренду под пастбище, но не дали ни одного гектара.

Оказалось, администрация села отдала пастбище в аренду частнику. И теперь, чтобы не пустить коров под нож, местные животноводы вынуждены покупать весьма недешевое сено. Беслан Шекихачев, Мачраил Шандиров и другие жители этого села, держащие в хозяйстве коров и овец, также сетуют, что, передавая сельское пастбище частнику, местная администрация не учла не только их интересов, но и того, что эти земли находятся в водоохранной зоне и их вспашка может привести к эрозии почвы. Один из сельчан написал по этому поводу жалобу в Москву. Ее передали в район, а оттуда - в село. В итоге администрация устроила жалобщику выволочку. Так и не добившись справедливости, он решил продать своих коров.

Добавим, что из 407 тысяч тонн молока, что были произведены в Кабардино-Балкарии за девять месяцев 2024 года, на ЛПХ пришлось 284 тысячи, то есть во многом молочное производство республики держится как раз на малых хозяйствах.

Чтобы снизить стоимость сливочного масла, которое стало одним из главных "героев" новостей в последние месяцы, Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) разрешил ввезти в Россию 25 тысяч тонн этого продукта (но не более) без пошлины. Тарифная льгота будет действовать до 15 июня 2025 года. Как заявил министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев, мера вводится для сдерживания роста цен и недопущения дефицита масла на российских прилавках.

Кроме того, в ряде регионов России заключают с производителями и сетями соглашения о стабилизации цен на этот продукт. Эксперты отмечают, что такой способ дает быстрый видимый эффект, но имеет и ряд возможных "побочек", в том числе рост теневого рынка, снижение качества продукции, возникновение дефицита из-за отказа производителей выпускать товар. Есть риск, что после окончания действия соглашения цены резко увеличатся, как это было с сахаром. Экономисты отмечают, что все же лучший вариант - это завезти импорт и параллельно увеличить свое производство.

Председатель Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР) Краснодарского края, член Общественного совета при минсельхозе России Александр Шипулин считает, что аграрный сектор, а тем более животноводство, не могут эффективно развиваться без серьезной поддержки государства.

- АПК не способен работать по рыночным законам, - уверен Шипулин. - Ведь тот же фермер, обеспечив животных всем необходимым, чтобы оправдать затраты, должен включить расходы в стоимость своей продукции. И без господдержки она станет такой дорогой, что народ просто не сможет ее купить.

В регионах поддержка, конечно, разная. Например, на Ставрополье в 2024 году в рамках краевой государственной программы "Развитие сельского хозяйства" на поддержку собственного производства молока предусмотрели потратить 187,2 миллиона рублей, а на поддержку племенного животноводства - 177,5 миллиона. В региональном минсельхозе корреспонденту "РГ" рассказали, что в том числе средства предоставляются на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота молочных пород.

"Государственная поддержка позволяет сельскохозяйственным организациям компенсировать от 20 до 60 процентов затрат на производство молока, она направлена на увеличение объемов и сокращение убыточности такого производства, улучшение генетического потенциала животных", - уточнили в пресс-службе регионального минсельхоза.

Тем временем цены на сливочное масло, да и не только, по-прежнему остаются высокими и снижаться не торопятся.

- Подорожание молочной продукции можно объяснить ростом цен на сырье, стоимость которого увеличивается из-за повышения цен на корма, ветпрепараты, электроэнергию, высоких процентных ставок по кредитам. В экономике все взаимосвязано. Повышение цен на топливо, как и высокие пошлины на зерно, рикошетом бьют по аграриям, - продолжает Александр Шипулин. - Коров нужно хорошо кормить, чтобы получать высокие надои. Большинство животноводов параллельно занимаются растениеводством и продают излишки выращенного зерна, а вырученные средства направляют на повышение продуктивности дойного стада. Но из-за высоких экспортных пошлин это делать стало невыгодно. Фермы постоянно ставят вопрос о необходимости снижения пошлин, однако нас, увы, пока не слышат.

Он добавил, что на последнем заседании Общественного совета при минсельхозе РФ обсуждался проект программы поддержки животноводства:

- Нас проинформировали, что в госпрограмму закладывается льготное финансирование крупных животноводческих комплексов, в том числе молочных ферм с поголовьем не менее 1000 животных. В связи с этим я заявил о необходимости проведения заседания экспертной комиссии при минсельхозе России для принятия специальной программы финансовой поддержки малых и средних фермерских хозяйств, занимающихся мясным и молочным скотоводством, птицеводством и другими видами животноводства. Данные предложения будут обсуждаться на следующем заседании Общественного совета, который состоится в декабре. .

А как у соседей

На Кубани фермерам пообещали выплачивать "кормовые" субсидии. С такой инициативой на краевом съезде АККОР выступила глава фермерского кооператива "Кубанский молочник" Ирина Казанина. Она рассказала, что на ее семейной ферме содержатся 670 фуражных коров. Средний удой на каждую в прошлом году превысил 10 тысяч килограммов. Большая часть сырья перерабатывается в мини-цехе, построенном во многом благодаря господдержке. И теперь в муниципальные детские сады, школы и больницы отправляются местное молоко, сметана, йогурты и мягкие сыры. Но аномальная засуха минувшего лета негативно сказалась на всех планах, так как хозяйству не удалось в достаточном количестве заготовить силос и сенаж. Кроме того, не уродила кукуруза. А какие могут быть надои и привесы без сочных кормов и концентратов?

И такая тревожная ситуация сложилась в большинстве малых животноводческих хозяйств. Поэтому, чтобы не допустить ликвидации поголовья, Казанина от имени всех фермеров обратилась с просьбой к руководителю региона - выплачивать не рубль за килограмм сданного на переработку молока, а четыре. "И во сколько это обойдется краевому бюджету?" - поинтересовался губернатор Кубани Вениамин Кондратьев. "В пределах 350 миллионов рублей в год для всех фермеров, содержащих дойное стадо", - доложил его заместитель Андрей Коробка. "Считайте, решение принято, льгота начнет действовать с 2025 года", - заявил губернатор.