График программы "Квоты в обмен на инвестиции" вновь оказался сорванным

План-график по строительству рыбопромыслового флота в рамках программы "Квоты в обмен на инвестиции" на 2024 год вновь оказался сорван. Вместо 19 запланированных судов российские верфи до конца года рассчитывают передать заказчикам 14, из которых 6 краболовов и 8 рыболовных. По остальным судам сроки вновь пришлось сдвигать вправо, сообщили участники совещания по предварительным результатам реализации программы инвестиционных квот, которое состоялось в Совете Федерации 21 ноября.
Российские верфи могли бы строить больше. Было бы желание рыбаков.
Российские верфи могли бы строить больше. Было бы желание рыбаков. / Виталий Невар / РИА НОВОСТИ

Всего в рамках первого этапа программы построено 32 судна. Еще один краболов - "Андрей Басаргин" - сдала Восточная верфь в рамках второго этапа, сообщил первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин.

Напомним, первый этап программы инвестквот изначально подразумевал строительство 106 судов - 64 рыболовных и 42 краболовных. Правда, количество планируемых к строительству краболовов после укрупнения лотов по крабовым квотам было сокращено на четыре единицы и общий итог первого этапа программы должен составить 102 судна. Но и эта слегка сниженная планка для российских судостроителей оказалась недостижимой.

Представители Минсельхоза РФ отметили, что больше всего проблем возникло на государственных заводах, строящих суда. Сейчас предприятия ожидают перечисления средств, которые были выделены из федерального бюджета по решению правительства РФ для продолжения строительства флота. При этом у судостроителей-частников дела идут гораздо лучше. Они успешно находят контакт с рыбопромышленными компаниями-заказчиками и зачастую решают все проблемы без участия федеральных чиновников.

Напомним, субсидии выделены на 21 судно, из которых 15 строятся на предприятиях Объединенной судостроительной корпорации, а остальные - на частных заводах. Предполагается, что к 20 декабря закончится оформление всех необходимых соглашений и к концу года верфи получат в общей сложности 9,2 миллиарда рублей. Правда, этих денег все равно не хватит, чтобы заткнуть все финансовые дыры. Одним только "Адмиралтейским верфям" требуется около 17 миллиардов рублей для достройки последних четырех крупнотоннажных траулеров, строительство которых уже запущено.

Рыбопромышленники не устают подчеркивать свое скептическое отношение к программе инвестквот. Долги рыбопромышленных компаний России перед банками превысили сумму в 1,1 триллиона рублей, сообщил президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев на пресс-конференции 24 октября. По его словам, в 2025 году рыбопромышленникам предстоит выплатить около 85 миллиардов рублей банковских процентов - это больше, чем все отраслевые налоговые платежи. Оплата тела кредитов в этом же году, по предварительным оценкам ВАРПЭ, составит примерно 65 миллиардов рублей, и это сегодня стало для предприятий проблемой номер один.

- В условиях санкций построить крупное рыболовное судно-фабрику практически невозможно. По основным составляющим такого типа сложного инженерного объекта в стране отсутствует компонентная база, - подчеркивает председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентин Балашов. - За редким исключением, отечественное машиностроение не производит соответствующие судовые агрегаты и технические системы. Проблема теперь в другом - как рыбакам доделать то, что уже начато, под что успели закупить комплекты иностранного судового оборудования. Тут очень много вопросов без ответов. Кроме того, серьезные коммерческие долги закономерно создают риски возникновения отраслевого финансового кризиса. В 2023 году сальдированный финансовый результат российского рыбного хозяйства составил 136 миллиардов рублей - на 37 процентов ниже уровня 2021 года.

Когда счета рыбаков за границей заморозили, предприятия оказались без оборотных средств

Но есть и другая точка зрения. Подавляющее большинство рыбаков предпочитали держать свои деньги за рубежом и ввозили в Россию только те средства, которые были необходимы для текущей деятельности, считает советник генерального директора компании "Мурманский морской инженерный сервис" доктор экономических наук Владимир Храпов. Обеспечение, судоремонт, закупка запчастей - все эти заказы доставались зарубежным партнерам. И когда эти капиталы за границей оказались замороженными, рыбопромышленные предприятия оказались без оборотных средств, наработанных за много лет.

- Рыбопромышленники во многом сами создали эту ситуацию, финансируя зарубежное судостроение и судоремонт и оставляя без заказов отечественные предприятия. Объясняли это тем, что зарубежные предприятия ближе к районам промысла. С точки зрения предпринимателя, желающего получить максимальную прибыль и положить ее в свой карман, это правильно. Но бизнес при этом не думает о государственных интересах, а ведь именно государство наделяет их квотами, - уверен эксперт.

Продолжать программу инвестквот, несмотря на все трудности, - единственный способ обновить флот, загрузив заказами собственные предприятия, убежден Владимир Храпов. Но при этом рыбакам все же нужна поддержка. Как показывает зарубежная практика, эффективной мерой становится субсидирование государством процентных ставок по банковским кредитам, за счет которых финансируется строительство новых судов. В некоторых случаях это субсидирование доходило до ста процентов. Возможно, настало время использовать этот опыт.