У калининградского бизнеса выросли расходы на доставку железнодорожных грузов

Сразу на 18,8 процента сократился объем железнодорожных грузов на калининградском направлении по сравнению с прошлым годом. Такую статистику озвучили на очередном заседании Торгово-промышленной палаты региона. Причина кроется в кратном уменьшении зарубежного импорта и экспорта и исчерпании литовских квот на ввоз цемента. Чем это грозит и можно ли исправить ситуацию, рассказали эксперты.
Калининградские грузы следуют во все регионы страны.
Калининградские грузы следуют во все регионы страны. / Алексей Стригин

По данным Калининградской железной дороги, за 10 месяцев текущего года между основной территорией страны и российским эксклавом перевезли почти 5,5 миллиона тонн грузов. Цифры внушительные, однако до прошлогодних показателей они недотягивают, и это при условии, что объемы погрузки подросли на 2,7 процента и составили 1,6 миллиона тонн.

- Рост погрузки на калининградской инфраструктуре является устойчивым. Однако снижение общего объема перевезенных грузов связано с импортом и экспортом, который ранее составлял значительную часть товаропотока. Сейчас такие перевозки временно поставлены на паузу, - прокомментировал ситуацию начальник КЖД Сергей Сапегин.

Пока грузопоток толкают вперед крупные химические предприятия и агрохолдинги, причем как местные, так и из других российских регионов. В совокупности на их долю приходится больше половины всех отгрузок.

В выигрышном положении остаются компании, у которых есть своя железнодорожная инфраструктура. В Калининградской области таких немного. Например, одно из предприятий добывает ресурсы в карьере вблизи поселка Краснолесье. Только с этой станции с января по октябрь текущего года перевезли 119 тысяч тонн инертных грузов. Это на 26 процентов выше аналогичных показателей 2023-го. Причем компания сохранила поставки как на внутренний, так и на экспортный рынок. Однако такие случаи - скорее исключение из правил.

Ухудшение работы отмечают не только производители, но и логистические компании, перевозящие товары по железной дороге. Проблемы возникают с контейнерными грузами на маршруте Черняховск - Белый Раст - Санкт-Петербург. Сроки доставки, по заявлению предпринимателей, увеличились до четырех дней вместо привычных 2,5 суток.

- Причины разные, и далеко не всегда они касаются именно Калининградской железной дороги. Однако мы наблюдаем негативную тенденцию на протяжении всего маршрута. Поезда бросают в пути следования, локомотивов не хватает, станции отказываются принимать грузы, - рассказал представитель группы компаний "Новик" Александр Цуркан. - Из-за этого мы можем отправлять только шесть поездов в месяц, а не двенадцать, как планировали изначально. Естественно, увеличивается оборот вагона, его стоимость и затраты в целом.

В качестве примера эксперт привел недавний случай с поездом, который следовал из Санкт-Петербурга в Белый Раст. На конечной станции его отказались принимать и перегнали за 400 километров в Брянск. Это привело к недельной задержке. В результате невозможно было принять грузы в Калининграде и отправить товар из эксклава в Северную столицу.

Не исключено, что калининградские логисты могли столкнуться с той же проблемой, которая возникла на Московской железной дороге. Там, по словам перевозчиков, перестали оформлять порожние вагоны. Они приходят на Белый Раст, выгружаются, но при этом не уезжают. Это приводит к тому, что груженые составы не могут зайти на станцию. И дело здесь не в инфраструктуре, а скорее в администрировании и существующих ограничениях на оформление так называемого порожняка.

Пока эти вопросы не будут решены, объемы перевозок на калининградском направлении будут снижаться. Расходы при этом перекладывают на клиента, который просто уходит с рынка и выбирает другие маршруты. Калининградские логисты и производители остаются в минусе.

Основной грузопоток обеспечен химическими предприятиями и агрохолдингами

Представители логистических компаний убеждены, что с учетом особых географических и экономических условий, в которых оказался регион, необходимо выходить на уровень руководства РЖД, чтобы калининградские перевозки обрабатывали в первоочередном порядке. Сейчас часто происходит обратная ситуация. Тем более на Балтике официально начался сезон штормов, что затрудняет доставку товаров по морю, поэтому железная дорога остается единственным быстрым вариантом перемещения несанкционных грузов.

Ситуацию усугубил тот факт, что Калининградская область выбрала все литовские квоты на провоз цемента поездом через сухопутную границу. Поэтому весь объем стройматериала, в котором нуждается регион, будут переключать на паромы и сухогрузы. Это только усилит конкуренцию между грузоотправителями, поскольку даже 27 судов, курсирующих между регионом, Ленобластью и Петербургом, не решат проблему очередей на погрузку и разгрузку.

Начальник Калининградской железной дороги Сергей Сапегин отметил, что КЖД внимательно следит за составами, которые перевозят товары между Белым Растом и Черняховском. По его словам, большую конкуренцию российским логистическим сервисам составляют сегодня китайские: терминалы заполнены контейнерами и машинами из Поднебесной. Ведомство будет напрямую прорабатывать вопрос по приоритетной выгрузке калининградских поездов.

Справка "РГ"

Сухопутную доставку товаров, включенных в санкционные списки Евросоюза, ограничили для Калининградской области летом 2022 года. Автомобильный транзит "санкционки" практически полностью прекратился, а перевозка таких грузов по железной дороге осуществляется строго по литовским квотам, объем которых с каждым годом сокращается. В общей сложности под ограничения попало около 80 процентов товарной номенклатуры.