В Самаре завершили проходку левого перегонного тоннеля метро к станции "Театральная"

В Самаре метростроевцы прошли левый перегонный тоннель между станциями "Алабинская" и "Театральная".
Исторический момент - проходка тоннеля завершена.
Исторический момент - проходка тоннеля завершена. / Пресс-служба Волгатрансстрой

Радость со строителями пришли разделить многие самарцы. Такое внимание к событию понятно, ведь метрополитен для города-миллионника - особый социальный объект.

Открыть церемонию было доверено Александру Кузину, ветерану самарского Метростроя, почетному работнику отрасли, который с самарской подземкой прошел от первого колышка:

- Строительство метро - это как подводная лодка, которая идет по четко заданной траектории, только она под водой, а тут в толще грунта идет щит. Его точность и нулевое отклонение при завершении проходки - это признак высшего мастерства и профессионализма метростроителей и проходчиков, - отметил Кузин для непосвященных.

Коллеги понимающе кивали и до последнего не отводили напряженный взгляд от грунтовой стены. Минута, другая, десять-двадцать… и вот массивный вращающийся механизм под громкие возгласы "ура" показывается на поверхности.

Когда-то Самара, тогда еще Куйбышев, был пятым городом России, в котором появилась подземка. Проектировать ее начали еще в 70-е годы. Планировалось, что первая линия свяжет исторический центр, жилые микрорайоны и крупные заводы. Учитывая значимость индустриальной территории (местные зовут этот район Безымянкой. - Прим. ред.), именно с нее и начали строительство. Но прокладка первой линии затянулась на десятилетия. На сегодняшний день темпы строительства метро в Самаре одни из самых низких в России.

С каждым годом ситуация с транспортом в Самаре только осложняется. А в последние десятилетия город разрастается на север и на юг, где нет сформированной транспортной, социальной инфраструктуры и инженерии.

Эксперты в один голос говорят о том, что альтернативы метро в Самаре нет, и горожане, особенно те, кто часами и по сей день добираются от дома до работы в переполненных трамваях и автобусах, с ними согласны. Однако строительство скоростной подземной магистрали то и дело тормозилось по самым разным причинам, в том числе были проблемы с финансированием. Сейчас проблем с финансированием нет, строительство станции "Театральная" ведется на средства инфраструктурного бюджетного кредита и областного бюджета.

Отметим, что генподрядчиком строительства "Театральной", как и трех предыдущих станций самарской подземки, является компания "Волгатрансстрой". Проходка осуществляется силами компании "Мосметрострой". Ее ведут закрытым способом с помощью тоннелепроходческого механизированного комплекса (ТПМК), получившего имя "Самара". С его же помощью ранее сооружали тоннели на Сокольнической, Солнцевской и Большой кольцевой линиях Московского метрополитена.

Менее чем за восемь месяцев ТПМК прошел в Самаре расстояние в 1587 метров. Средняя его скорость составила 300 метров за месяц при плановых показателях 250. Данный современный комплекс обладает безосадочной технологией проходки, поэтому на поверхности его работа абсолютно не ощущается.

В эксклюзивном интервью "РГ" главный инженер ТО-6 "Мосметростроя" Виктор Самара рассказал об особенностях работы проходчиков в областном центре.

- Ситуация по сложности не сильно отличалась от строительства московского метро, где мы также работаем, но и простой ее не назовешь. Тоннель проходил под жилыми зданиями и объектами культурного наследия. Плюс сама улица Самарская с интенсивным движением. Дополнением к этому были непростые участки по геологии, пески, - вводит в курс дела Виктор Самара, специалист с 30-летним стажем. А вообще "под землей" он работает около 42 лет, начинал еще на угольной шахте в Якутии.

- Когда я пришел в "Мосметрострой" в 90-е годы, с кадрами была проблема. Все же тогда хотели быть не бедными инженерами, а обеспеченными юристами и экономистами. Но со временем увидел, что все больше приходит в отрасль грамотных молодых ребят на должности ИТР. С рабочими сложнее. В проходчиках мигранты не задерживаются, тут не только особые навыки нужны, техника-то у нас сложная, но и характер крепкий, - делится Виктор Самара.

Одновременно с прокладкой тоннелей специалисты "Волгатрансстроя" ведут строительство новой станции "Театральная", которая находится в высокой степени готовности. Ее глубину можно сравнить с пятиэтажным домом. Здесь монтируется высокотехнологичное оборудование, большая часть которого изготовлена в рамках импортозамещения предприятиями Самарской области.

Следующий этап строительства - проходка правого перегонного тоннеля между станциями. Метростроителям предстоит вновь собрать проходческий щит и с ювелирной точностью преодолеть путь в обратную сторону, между "Алабинской" и "Театральной".

- Мы дали старт щиту "Самара" в первый день после Пасхи. Уверен, что с учетом нашего совместного опыта строительства подобных объектов и с Божьей помощью у нас все получится, - заявил еще на старте стройки гендиректор АО "ВТС" Вячеслав Сонин, ныне он принимает поздравления и строит осторожные планы. - О будущем вопрос не ко мне… Что касается строительства по новому измененному графику, мы идем с его опережением. Вместе с администрацией Самарской области прикладываем все усилия, чтобы оформить необходимую документацию и уже в феврале 2025 года начать проходку правого перегонного тоннеля. Вы видите, какая сложная техника тут работает, а потому в нашем деле в первую очередь важен профессионализм.

Новая станция "Театральная" станет 11-й в Самарском метрополитене и завершающей на первой его ветке. С ее пуском пассажиры отдаленных районов города, в том числе из Безымянки, смогут примерно за 20 минут преодолеть расстояние до центральной части города, на которое сегодня в час пик у них уходит 1,5-2 часа. Интервалы между поездами сократятся с 10 до 3,5 минуты.

Завершение строительства первой линии Самарского метрополитена придаст мощный импульс для комплексного развития отдаленных территорий, в том числе при реализации программы "Безымянка: новое дыхание", согласно которой было решено вернуться к планам 70-90-х годов о начале застройки территорий вдоль линии метро. Так решается задача: повысить эффективность использования территорий, находящихся в городской черте, придать импульс развитию строительства в уже сложившихся районах, обеспеченных транспортной инфраструктурой, метро. Таким образом, реализация этих планов даст толчок к переходу от экстенсивного развития города к интенсивному.