Высокоскоростная магистраль Москва - Санкт-Петербург даст работу тысячам россиян

Работы по проектированию высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва - Санкт-Петербург завершаются, строительство основного участка пути планируют начать в 2025 году. В проекте будут задействованы предприятия из 20 регионов, они уже наращивают производственные мощности. Кроме того, два вуза начали готовить специалистов для ВСМ. После ввода магистрали в эксплуатацию, появятся 5,6 тысячи новых рабочих мест.
Илья Питалев/РИА Новости

Минтранс рассчитывает, что благодаря ВСМ, Москва, Тверь, Великий Новгород и Санкт-Петербург станут единой агломерацией, а высокоскоростное железнодорожное сообщение в перспективе объединит шесть федеральных округов, на территории которых проживает около 110 млн человек. Отдельный, более прямой путь для ВСМ, который планируют запустить в 2028 году, позволит также высвободить главный ход между Москвой и Санкт-Петербургом, что создаст дополнительную возможность для перевозки порядка 30 млн тонн грузов в северо-западном направлении, отметил замминистра транспорта Алексей Шило.

"Скоростная магистраль востребована. Сейчас на "Сапсане" пассажиропоток 5,5 млн в год, за счет ВСМ мы выйдем на показатель 23 млн пассажиров в год. Из центра Москвы в центр Санкт-Петербурга можно будет добраться за два часа - это преимущество по сравнению с самолетом", - подчеркнул замминистра на круглом столе в Совете Федерации.

Руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Александр Сахаров рассказал, что специалисты РЖД завершают работы по проектированию ВСМ. В ближайшее время планируется заключить договор генподряда по строительству инфраструктуры между концессионером и РЖД. После его подписания начнутся работы на объектах.

"По условиям концессионного соглашения концессионер до июля 2025 года должен обеспечить получение положительных заключений Главгосэкспертизы по всем этапам строительства и приступить к строительно-монтажным работам. Первый этап строительства уже находится на рассмотрении нашего технического эксперта", - уточнил Сахаров.

Протяженность первой ВСМ Москва - Санкт-Петербург составит 679 км, она свяжет крупнейшие в стране транспортные узлы - Центральный и Санкт-Петербургский - с населением около 40 млн человек. С запуском ВСМ улучшится транспортная доступность субъектов и прилегающих к ним территорий, сообщил гендиректор компании "ВСМ Две столицы" Олег Тони.

При производстве нового подвижного состава необходимо обеспечить использование отечественных технологий и компонентов. К реализации проекта будут привлечены предприятия основных отраслей отечественной экономики из более чем 20 регионов. По предварительным подсчетам, потребуется 170 тысяч тонн рельсов, 1 млн тонн арматуры, 6,8 млн тонн цемента, 5,6 млн кубометров щебня и 51,3 млн кубометров песка. Ожидается, что в строительстве высокоскоростной магистрали будут задействованы более 40 тысяч человек, 5,6 тысячи постоянных рабочих мест появятся после ее ввода в эксплуатацию. Путь для ВСМ будут строить с использованием безбалластного верхнего строения пути, то есть - эстакадного типа. Но основное, по словам Шило, - высокоскоростной электропоезд.

Как сообщил начальник Департамента технической политики РЖД Владимир Андреев, до конца года будет завершена разработка техпроекта. Начало сборки головного образца планируется в 2026 году, получение сертификата - в начале 2028-го. В поезде будет восемь вагонов с возможностью эксплуатации в сдвоенном режиме. Предусмотрены четыре класса обслуживания: "стандарт", вместимостью 136 мест, "комфорт" - 230 мест, "первый класс" - 15 мест и "бизнес класс" - 68 мест.

"Для поезда будет разработано 36 новых систем и более 10 тысяч деталей и узлов. Не менее 85% деталей в поезде будут отечественного производства", - отметил Андреев.

Речь идет о пожарной, электрической, тормозной, тяговой, климатической системах, сцепках, обтекателях, тележках. По словам замгендиректора группы "Синара" Антона Зубихина, к концу 2025 года будут закончены все работы по проектированию, и в 2026-м начнется производство. На заводе "Уральские локомотивы", где будут выпускать высокоскоростные электропоезда, уже строят два производственных цеха. К 2028 году там будут работать 6 тысяч сотрудников. Мощности создаются под выпуск 140 вагонов ВСМ в год.

По словам Олега Тони, два вуза, в Москве и Санкт-Петербурге, уже начали готовить кадры специально для высокоскоростного движения. Так, например, в Российском университете транспорта открыта передовая инженерная школа "Академия ВСМ" для подготовки инженеров по трем новым специализациям: в области подвижного состава, строительства, системы радиосвязи и управления движением.