В союзе отмечают, что вводить потолок цен в отдельные периоды на рынке неуместно, ведь сейчас в этой отрасли нет естественных монополий и действует более 23 тыс. объектов размещения.
Ситуация, когда отели в несколько раз повышают цены на время проведения больших форумов, актуальна для всех регионов страны, и чем крупнее событие, тем выше рост цен. Во Владивостоке стоимость номера во время Восточного экономического форума вырастает как минимум в два раза, до 15-25 тыс. рублей за "три звезды". В Санкт-Петербурге во время Петербургского международного форума цены вырастают в 2-3 раза, до 12-17 тыс. рублей.
Предпринимательские объединения в сфере туризма отмечают, что потолок цен в отдельные периоды не нужен на рынке, где отсутствуют естественные монополии. У участников крупных мероприятий есть возможность выбрать любой объект размещения.
"Бизнес-сообщество неоднократно высказывало свои опасения относительно инициативы по регулированию цен на гостиничные услуги. Госрегулирование цен уместно в тех сферах, где от стоимости товара или услуги зависит обеспечение естественных и жизненно необходимых нужд граждан. Так, оно применяется в отношении естественных монополий и ряда общественно важных услуг, в числе которых водоснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, электроэнергетика. Но в гостиничной сфере отсутствуют субъекты естественных монополий, а от оказания гостиничных услуг не зависит удовлетворение базовых потребностей граждан, поэтому мы считаем введение такого механизма неуместным и избыточным", - говорится в письме.
Там отмечается, что турбизнес уже предлагал рассмотреть варианты более сбалансированного подхода к событийному календарю и проводить крупные события в период низкого туристического сезона. Это позволило бы не создавать дополнительного давления на цены. Такой подход применяется во всем мире.
"Посещение особо значимых международных мероприятий стоит дорого, и у лиц, которым такие мероприятия интересны, есть возможность выбрать любую категорию размещения, что подтверждает стоимость билета на ПМЭФ в 2024 году - 1,2 млн рублей", - отметили в РСТ.
Стоимость услуги определяется предпринимателем, и ограничения противоречат ключевым бизнес-процессам, считает проректор Российской международной академии туризма по развитию программ магистратуры и аспирантуры Татьяна Рассохина.
"Однако в случаях, когда государство участвует как владелец/совладелец объекта посредством участия в капитале государственных предприятий как инвестор, грантодатель и т.п., оно имеет право определять условия предоставления услуги в соответствии со своими социально-политическими задачами. В иных случаях, когда гостиницы или санатории являются независимыми предпринимательскими структурами, необходимы механизмы стимулирования и мотивации посредством подписания соглашений или участия в консорциумах, или иные инструменты", - говорит она.