Новогодние корпоративы хотят проводить на 10% меньше компаний, чем год назад. Таковы результаты опроса Русской школы управления и рекрутинговой компании get experts. В тройке причин отказа - оптимизация затрат (каждый третий ответ) и передача праздничного бюджета на благотворительность (каждый пятый).
В Ростове-на-Дону устроители праздников с печалью сообщили "РГ", что число заказов упало в три раза. "Многие переживают за наших бойцов на СВО и не считают возможным устраивать громкие гулянья, когда совсем рядом идет война", - рассказал руководитель компании, организующей праздники, Александр Бочков. В Самарской области большинство крупных корпораций банкеты проводить тоже не планируют. Да и малый бизнес тоже. Кто-то решил, что ситуация на производстве и так сложная, лишних денег нет. А кто-то, что лучше выдать сотрудникам премию по итогам года. Есть и те, кто коллективно решил часть "бонусов" перевести на помощь бездомным. "Праздник должен быть у каждого", - уверена хозяйка пекарни Марина Аброськина.
Времена, конечно, непростые, но Новый год никто не отменял. И многим все-таки удается совместить интересы фирмы, благотворительность и праздник. Вот и в Иркутске, Казани, Петербурге компании не торопятся отказываться от новогодних корпоративов. В том или ином масштабе, с тем или иным размахом, но они будут.
Размахнуться от души получится не у всех. "Колоссально увеличилась смета. В несколько раз подорожало оборудование. Например, микрофон, который стоил 40 тысяч, теперь обойдется в 120 тысяч. Музыкальные группы и артисты стали настолько дорогими, что их даже не включают в сметы", - признался "РГ" один из самых популярных в Казани ведущих корпоративных праздников Константин Бахмутов. Рост цен на деликатесные продукты и качественный алкоголь за год увеличил цену застолья на одного человека на 40-50%, сообщили нам в Самаре. Ценник новогоднего меню начинается от 3,5 тысячи на человека. И это еще по-божески. Компания, решившая организовать новогодний корпоратив в Ростове-на-Дону, заплатит от 12 до 20 тысяч рублей за человека. С прошлого года цены, кстати, здесь не изменились, а заказов стало меньше. В Петербурге вырос и спрос на корпоративы (как минимум на 20%), и цена их проведения (на 30-40%), сообщила "РГ" креативный директор Ассоциации компаний по организации деловых и корпоративных мероприятий Ирина Михалькова. Не пугает рост цен (в среднем на 20-30%) и иркутские компании.
Еще один тренд - нестандартные локации проведения новогодних корпоративов, сообщила Ирина, никак не связанные со сферой деятельности организаций. Например, условно говоря, сотрудники библиотеки проводят корпоратив в шахте.
Директор компании по строительству модульных домов в Казани Нияз Гараев говорит, что и раньше не проводил классических корпоративов в ресторанах с танцами и музыкой. "Стараемся делать мероприятия, которые работают на долгосрочную, а не на краткосрочную перспективу. А это, когда ты в разных экстремальных ситуациях с людьми оказываешься, в которые в обычных условиях ты бы не попал, - поясняет Нияз. - Вот совсем недавно ездили с сотрудниками на Кавказ, в горы. А под Новый год мы обычно проводим стратегическую сессию. Для это арендуем за городом домики, которые сами и построили. Мы стараемся отдавать деньги тем, кто к нам пришел с заказом. Гуляем, на "ватрушках" катаемся. Больших денег это не требует".
Тем, кто не любит экстрим, тоже есть чем заняться на корпоративе и быть в тренде. "Сейчас вошли в моду вечеринки в стиле 1990-х годов, но без бандитского флера, - утверждает Александр Бочков. - Руководителями компаний стали те, кто тогда был молод, и они хотят вернуться во времена своей юности. На одном корпоративе у нас был наперсточник, буфет, стилизованный под 90-е, бутерброды со шпротами, хамящая буфетчица и дискотека тех лет. Заказывают сценарии по фильму "Семейка Аддамс", по романам "Двенадцать стульев" и "Три мушкетера".
Модными стали развлечения, в которых присутствует искусственный интеллект. Например, он создает портреты членов компании, монтирует забавные видео. Набирает популярность и приглашение на корпоративы "менталистов" (людей, владеющих искусством психологических опытов и гипноза). Они могут очень сильно удивить публику и вовлечь ее в интерактивные игры.
Для крупных компаний, у которых много филиалов по стране, остается актуален формат гибридных корпоративов, когда сотрудники собираются онлайн. "Создается телемост между городами, - поясняет Ирина Михалькова. - Эта технология дорогая, но она позволяет не лететь в Москву или в Питер, но все равно быть вместе в этот день".
Подготовили Марина Бровкина, Екатерина Дементьева, Олег Корякин, Владислав Краев, Ирина Чечурина
Яна Варшавская, бизнес-тренер:
"Корпоратив - это, во-первых, разновидность нематериального стимулирования сотрудников. Это история про эффективность труда, про лояльность компании. Во-вторых, это возможность наладить внутренние коммуникации, снять какие-то мелкие конфликты и недопонимания между сотрудниками. И третий момент - это создание ярких эмоций, которые на какое-то время скрашивают рутину трудовых будней, придают красок жизни. Это то, что доставляет удовольствие от работы в конкретной компании".
Подготовила Екатерина Дементьева