По данным Московской топливной ассоциации (МТА), только за последнюю неделю в столице цены на ДТ выросли на 41 копейку, на бензин АИ-92 - на 31 копейку, а на АИ-95 - на 39 копеек. По Росстату, за период с 12 ноября по 2 декабря бензин в среднем подорожал на 1,1% (на 61 копейку). По ДТ статистика еще более неприятная, за тот же период цены выросли на 1,5% (на 1 рубль).
По мнению заместителя председателя наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", члена экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрия Гусева, на бирже цены не перешли к росту после снятия запрета на экспорт бензина, поскольку ограничения были отменены, когда рынок был насыщен продукцией.
А как отмечает заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич, "охлаждение цен" в оптовом звене сохранится, вероятно, до весны, если не возникнет форс-мажора в нефтепереработке, например в результате ЧП.
Впрочем, биржевые котировки и оптовые цены волнуют только людей из отрасли, а население интересует, что происходит с розницей. Цены на АЗС в этом году ведут себя не так, как раньше. В конце года традиционно дорожало ДТ, сказывался переход на зимние сорта дизеля, но бензин дешевел. В этом году ни о какой просадке цен речи не идет, несмотря на слабеющий спрос.
По словам Гусева, дело в разрыве между оптовым и розничным рынком. Биржа у нас регулируется рынком, а рост цен в рознице ограничен уровнем инфляции.
Схожая точка зрения у Станкевича. Сочетание директивных и рыночных механизмов управления ценами и предложением на внутреннем рынке привело к тому, что розничный сегмент находится в наиболее уязвимой позиции, уточняет он. Розничная маржа не превышает 5-7% и не обеспечивает безубыточности АЗС, не входящих в систему вертикально интегрированных компаний (около половины АЗС в России). Поэтому розничные цены не снижаются вслед за оптовым звеном. Растет инфляция, затраты при производстве, транспортировке и реализации топлива, поясняет эксперт.
Кроме того, рост цен на бензин связан с тем, что его экспорт отменили лишь на два месяца, считает генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов и сырья Open Oil Market Сергей Терешкин. Нефтяники понимают, что после 31 января внешний рынок будет закрыт вновь, поэтому у них нет стимулов для "хорошего поведения". На внутреннем рынке до конца января будет ралли, тем более что произойдет двузначная индексация акцизов. Акциз на бензин 5-го класса в 2025 году будет увеличен на 14% (с 15 048 до 17 088 руб. за тонну).
Остается вопрос, как поведут себя цены после Нового года. С января вырастут не только топливные акцизы, но и повысится уровень налоговой нагрузки для всех нефтедобывающих компаний (из-за новой формулы расчета цены нефти, используемой для налогообложения), а также вырастет стоимость транспортировки нефти по трубопроводам.
По мнению Станкевича, эти факторы найдут отражение в цене для конечного потребителя, но рост будет носить постепенный характер. Регуляторы, прежде всего ФАС, будут внимательно следить за ценами, но законы экономики неумолимы.
Гусев не ожидает роста цен в январе, но считает, что таковой вероятен в феврале-марте, когда начнется оживление спроса. Увеличение налоговой нагрузки всегда отражается на ценах. Сейчас 90% роста цен на АЗС - это фискальная нагрузка на отрасль, полагает эксперт.