Льготное такси: доступный транспорт или сложная система?

Корреспонденты "РГ" узнали, как в российских регионах работает льготное такси
Услуги такси дорожают и становятся все менее доступны для тех, у кого есть проблемы со здоровьем и скромный семейный бюджет. Для них во многих регионах создали службы социального такси. "РГ" узнала, как они работают, какие есть проблемы и что мешает развивать этот сервис.

В Пермском крае услуги социального такси оказывают инвалидам I-II групп, ограниченным в передвижении, а также старше 70 лет. Их могут доставить в медицинские и социальные учреждения, бюро судебно-медицинской экспертизы, аэропорт, на вокзалы. В Волгоградской области спецавтомобиль доступен для инвалидов I-III групп. Можно с сопровождающим. Для детей он обязателен. В Новосибирске возят еще на социальные ярмарки, в аптеки и к местам погребения. С некоторой разницей это стандартный набор услуг соцтакси. В магазин и на дачу оно не повезет. И заказать его надо заранее, иногда за несколько дней.

В Пермском крае инвалиды оплачивают 30% от стоимости заказа, остальное - бюджет региона. В Волгоградской области полчаса поездки обойдутся примерно в 70 рублей, три часа - 418. Это в четыре раза дешевле обычного такси. Маломобильные инвалиды боевых действий пользуются такой услугой бесплатно. А в Новосибирске пассажир платит 180 рублей в легковом авто и 450 - в спецтранспорте за каждый час поездки. Остальное - бюджет города. В 2023 году за 65 тысяч поездок компенсация составила 37 миллионов рублей.

В Волгоградской области полчаса поездки в социальном такси обойдутся примерно в 70 рублей, три часа - 418. Это в четыре раза дешевле обычного такси

Кто возит льготников? Каждый год Минтруд Пермского края проводит конкурс для оказания этой услуги во всех муниципалитетах. За прошлый год на соцтакси из бюджета потрачено около шести миллионов рублей. Иная структура в Волгоградской области. Службы льготного такси созданы на базе госорганизаций соцобслуживания населения. В любом случае владельцам авто это выгодно. Они сполна получают за свои услуги по рыночному тарифу.

Соцтакси настолько востребовано, что водителю некогда зайти в кафе. Фото: Татьяна Андреева

А в Якутии социального такси нет. Почему? Дорого. Цены на бензин и дизтопливо намного выше, чем в других регионах. А из-за сурового климата машины в зимнее время не глушат, плюс они нуждаются в утеплении и в более частом ремонте. И только в Якутске есть программа, похожая на соцтакси. Маломобильные горожане платят не за всю поездку: тысячу возмещает окружная администрация Якутска. Сумма немаленькая, ведь в городе средний чек в такси доходит до 1200 рублей.

Своим путем пошли и во Владимирской области. Во всех муниципалитетах в комплексных центрах соцобслуживания населения есть специализированный транспорт. Это 24 микроавтобуса, 17 из которых оборудованы подъемниками для инвалидов. Ими можно воспользоваться в рабочее время. Для этого нужно оставить заявку в комплексном центре, согласовать время и порядок оплаты. Километр пробега стоит 13 рублей. Примерно столько же, как экономкласс в Яндекс.Такси, и на 1-4 рубля меньше, чем у других перевозчиков.

В регионах эти услуги - одни из самых востребованных. Например, в справочную службу департамента по соцполитике мэрии Новосибирска ежедневно поступает до 500 звонков. 80-летнему отцу нашей читательницы потребовались ежедневные поездки через весь город на лучевую терапию в течение десяти дней. Но такси предоставляется не каждый день, семье сообщили о лимите - 4 поездки в месяц. Увы, социальное такси в Новосибирске может сделать максимум 180 поездок в сутки. На большее нет возможности. И не только здесь.

Подготовили Константин Бахарев, Роман Мерзляков, Мария Сергеева, Нина Рузанова, Александр Шиханов

Точка зрения

Ангелина Пешехонова, начальник отдела по делам инвалидов Министерства труда и соцразвития Пермского края:

"Социальное такси - вещь важная и необходимая. Но лучше было бы приспособить весь общественный транспорт для перевозок инвалидов. Чтобы они спокойно могли закатываться на своих колясках в трамвай, троллейбус, автобус и нормально ехать. В Перми уже почти весь общественный транспорт низкопольный. К сожалению, в других муниципалитетах края этого нет, не говоря уже о междугородних автобусных перевозках".

Подготовил Константин Бахарев