Новокуйбышевский театр, по сути, ни на шаг не отступил от заявленной комичности спектакля - гротеск в костюмах и гриме. Местом действия становятся уже не раз испытанные в "Грани" деревянные помосты. На сей раз установленные посредине зала, так что зрители оказались по обе стороны от процесса, они обозначают зал суда, где все судят честно до гробовой доски. До легкого отвращения выпячены животы и груди, а ноги максимально изуродованы вспухшими венами, лица - рубцами. Реплики актеров срываются то и дело на крик и звукоподражание. А девушка с косой тут не смерть, а почти невеста.
Но за всей этой в общем- то бытовой историей о разбитом кувшине как таковом и не очень-то и яркой любовью встает вполне современная и совсем не смешная история про продажный суд, круговую поруку и доносительство, от которого не защитит никакой мундир.
Музыкальное решение Арсения Плаксина расширяет мирок старинной голландской деревни до всечеловеческой провинциальной глуши. Люди в этом мирке - глина, принимающая любую форму по воле хозяина, власти, Дьявола. Неслучайно же судья, который вершит тут "справедливость" через шантаж и ложь, появляется на сцене с копытом черта...
В финале правда вроде бы торжествует, но как-то локально, ибо чертовщина - это не один человек, а система. Разбить кувшин может лишь тот, кто его сотворил и наполнил. Хотя лично мне явно не хватило в спектакле изящества, тонкости и точности, а еще чуточку любви к обитателям этого действа и мира. Но таков закон грубых мазков, грубое - зримей.
Утверждают, что в основу пьесы была положена старинная гравюра. Однажды, будучи в Швейцарии, Клейст со своими друзьями Генрихом Цшокке и Людвигом Виландом, глядя на картину, изображающую сельскую тяжбу, затеяли спор - кто лучше выразит средствами литературы содержание этой картины. Предположительно, это была гравюра "Судья, или Разбитый кувшин" французского художника Жан-Жака Ле Во. Виланд должен был написать сатиру, Цшокке - рассказ, а Клейст - комедию. Судьба произведений друзей Клейста нам неизвестна. А вот пьеса "Разбитый кувшин" вошла в золотой фонд немецкого театра и считается самым известным произведением автора.
В тему
Накануне театральной премьеры в Самарском Доме кино состоялся и первый показ документального фильма "Многогранник Бокурадзе", снятый на студии "Волга фильм" (автор сценария и режиссер - Елена Галянина, оператор - Вадим Френкин, продюсер - Дмитрий Одерусов). Фильм-наблюдение от первого лица - актера, педагога и режиссера Дениса Бокурадзе, ленту не стали перегружать дикторским текстом. Он рассказывает о непростых буднях театра провинциального промышленного города Новокуйбышевск, ставшего, вот чудо, одной из театральных столиц региона. Творческие поиски и репетиции, а еще удручающая теснота в гримерках и зале. Билеты проданы на месяцы вперед, а стройка собственного здания заморозилась на годы. И все же этот фильм, точно выдержанный в стилистике "Грани" (за что огромное спасибо творческой группе), не только о ней, он о любом большом театре маленького российского города, который живет вопреки чиновникам и благодаря увлеченным людя