Доктор новой формации

Как на Среднем Урале готовят врачей-исследователей
Лауреатом федеральной премии "Ректор года" стала в нынешнем году Ольга Ковтун, возглавляющая Уральский государственный медицинский университет. Профессиональное сообщество признало уральскую школу подготовки врачей лучшей среди почти полусотни претендентов.
Ольга Ковтун: Я настаиваю на трансформации, поскольку жизнь стремительна и нельзя гордиться только прошлыми достижениями.
Ольга Ковтун: Я настаиваю на трансформации, поскольку жизнь стремительна и нельзя гордиться только прошлыми достижениями. / Татьяна Андреева/РГ

Действительно, университет в последние годы стабильно входит в сотню передовых вузов: почти в два раза увеличил количество студентов, вышел на международный уровень и подключился к программе стратегического академического лидерства "Приоритет 2030", получив от государства весомый грант на развитие и научные разработки. Тем не менее, несмотря на достижения, Ольга Ковтун уверена: университету необходимо и дальше трансформироваться, чтобы совершить новый прорыв в решении задач будущего. Зачем спешить и как добиться цели, ректор рассказала в интервью "Российской газете".

Ольга Петровна, почему вы настроены на волну перемен? Российское классическое медицинское образование во всем мире считается лучшим, а вы настаиваете на изменениях…

Ольга Ковтун: Вот и многие преподаватели мне говорят: зачем? Мы таких высококвалифицированных специалистов выпускаем, в том числе министров здравоохранения (Михаил Мурашко - наш выпускник). А я настаиваю на трансформации, поскольку жизнь стремительна и нельзя гордиться только прошлыми достижениями. Мы открыты к совершенствованию - это вызов времени, на который нужно адекватно отвечать.

Да, 2024 год оказался для нашего университета победным, можно сказать, урожайным на награды. Взять хотя бы проект ранней диагностики преждевременного старения. Он удостоен национальной премии "Призвание" и произвел ошеломляющий эффект даже на людей, погруженных в систему здравоохранения, прежде всего благодаря доступности диагностики. Мы доказали, что можно легко прогнозировать преждевременное, несоответствующее паспорту старение человека по наличию определенных изменений щечного (буккального) эпителия и ротовой жидкости (слюны). Лабораторные показатели демонстрируют, насколько близки нежелательные изменения, характерные для старости, в том числе связанные с разрушением зубов и развитием прочих серьезных болезней. В Екатеринбурге в стоматологической клинике при нашем университете такие исследования уже проводят. Обычно национальную премию вручают за уникальные операции, спасение жизни, а здесь - за доступность диагностики. Все хотят жить долго, правда?

Вуз в конце прошлого года вошел в федеральный проект - программу стратегического академического лидерства "Приоритет 2030" и получил грант более чем в 120 миллионов рублей. Какое выбрано направление?

Ольга Ковтун: Цифровое. Сейчас без цифровизации в медицине никуда: программирование, работа с диагностической аппаратурой, умение обучать нейронную сеть, искусственный интеллект и так далее. И что важно: новые формы и направления обучения поддерживают студенты. Они готовы проходить дополнительный отбор и тестирование в "Иннополисе", чтобы подключиться к цифровым медицинским проектам. В 2023 году наша цифровая кафедра выпустила 640 человек, в нынешнем - в два раза больше.

Кстати, ее признали лучшей на Урале, а разработка "Диагностика кровотечений при язвенной болезни с использованием искусственного интеллекта" еще победила в номинации "Мое здоровье" проекта "Россия - страна возможностей".

2024 год оказался для университета урожайным на награды: Ольга Ковтун стала "Ректором года", национальной премии "Призвание" удостоен проект ранней диагностики преждевременного старения. Фото: Пресс-служба УГМУ

Сумели внедрить искусственный интеллект в диагностику?

Ольга Ковтун: Да, причем с высоким результатом: верификация такой диагностики достигает 97 процентов, поэтому проект сразу стал пользоваться спросом в практической медицине. Один из его разработчиков - шестикурсница Александра Штанова, сейчас она поступила в ординатуру.

Подобных проектов различной направленности за два последних года было более сотни. Может, не все пока так мгновенно востребованы, но перспективы есть у каждого. А мы только поощряем желание студентов расширять кругозор, пробовать себя в разных форматах. Ведь врач - это исследователь, он изучает пациента, каждый больной для него должен быть как новый проект.

Причем, я уверена, стремление к познанию начинается даже не с первого курса, его следует поощрять со школьной скамьи. Не случайно университет активно поддерживает региональную программу создания в школах специализированных медицинских классов, оснащенных современными приборами для знакомства с врачебным делом, симуляторами и тренажерами.

Количество медицинских классов растет, по-моему, в арифметической прогрессии, на обеспечение оборудованием выделяют миллионы. Когда-то придется сказать "стоп"?

Ольга Ковтун: Никогда. Эти классы открывают не только для того, чтобы ребята успешно сдали ЕГЭ по определенным предметам и прошли фильтр. Напомню: у нас проходной балл сравним со столичными вузами. Такие классы нужны для правильной предпрофессиональной подготовки, погружения в профессию, в медицинскую атмосферу, для понимания круга интересов врача, причем не столько современного, сколько медика будущего. Чтобы потом, на первом курсе, студент не написал мне заявление: разочарован в профессии и хочу ее поменять.

Студентам тоже надо готовиться к изменениям?

Ольга Ковтун: Конечно. Выпускник медицинского вуза XXI века, помимо профессиональных знаний, должен обладать рядом компетенций, чтобы встроиться в задачи не только нынешнего дня, но и будущего. Про цифровизацию мы уже говорили, но есть еще научный, исследовательский интерес, компетенции проектного управления. Наш университет в последние годы активно интегрируется в уральскую экономику. Мы можем смело назвать себя стратегическим партнером ряда предприятий региона в разработке и внедрении высокотехнологичного оборудования. Это один из самых существенных аспектов трансформации вуза - участие в промышленных проектах. В частности, сейчас в содружестве с предприятиями-партнерами мы ведем разработку первого российского аппарата искусственного кровообращения для операций на сердце. Создан аппарат искусственной вентиляции легких для лежачих паллиативных больных. Его можно использовать не только в больнице, но и в домашних условиях. Во всех проектах задействованы студенты.

В череде наград есть и региональная премия - Татищева и де Геннина, ее вручают власти Екатеринбурга. Она вам так же дорога?

Ольга Ковтун: Безусловно, своей уникальностью. В отмеченном премией проекте мы помогаем в реабилитации детей с раковыми заболеваниями кроветворных органов. При лечении применяются очень токсичные химиопрепараты. Раковые клетки они убивают, но при этом повреждают центральную нервную систему. В итоге многие ребятишки теряют способность не только ходить, но и стоять. Для восстановления двигательных функций мы, неожиданно даже для себя, применили VR-технологии, то есть подобрали виртуальные игры, которые помогают ребенку вновь начать ходить, общаться со сверстниками. В клиническом этапе проекта участвовало 20 детей с тяжелыми расстройствами, и все они успешно прошли реабилитацию с положительной динамикой восстановления двигательных нарушений. На метод уже получен патент.

Мы много говорили о трансформации учебной, научной деятельности. А организационные перемены планируются, ведь вузу в 2025 году исполнится 95 лет?

Ольга Ковтун: Старт уже дан: буквально в конце ноября прошли структурные изменения - вместо факультетов созданы институты. То есть, поступая в университет, абитуриент сразу выберет специальность и подаст документы, к примеру, в институт клинической медицины или институт хирургии и так далее. Это сделано для того, чтобы выпускники школ четко понимали направленность будущей профессии. К тому же в институтах обучение будет тесно связано с научно-исследовательской деятельностью. Здесь займутся подготовкой не просто специалистов-медиков, а лидеров определенного направления, так называемой команды трансформаторов-лидеров изменений. Именно трансформаторов, а не реформаторов. Реформирование - лишь усовершенствование, оптимизация системы, а трансформация - это глубокие изменения, затрагивающие и инфраструктуру, и прежде всего людей.