Новогодний подарок преподнесла пассажирам мэрия Екатеринбурга: 31 декабря и 1 января проезд в метро, трамваях и троллейбусах будет бесплатным. Сюрприз горожан не столько обрадовал, сколько напряг: в соцсетях они делятся версиями причин щедрости местной власти, от предположения, что транспорта в эти дни будет просто не дождаться, до пророчеств, что это предвестие увеличения тарифа.
В администрации же утверждают: бонус экономически просчитан и стал возможен благодаря брутто-контрактам - одного из главных пунктов транспортной реформы. Если раньше доходы перевозчиков зависели от количества проданных билетов, то теперь они получают оплату из бюджета за саму услугу. В наземном электротранспорте такие контракты ввели в августе, автобусы же переведут на новую систему в феврале будущего года.
Надо сказать, что транспортная реформа в столице Урала стартовала вовсе не минувшим летом, а семь лет назад. В канун проведения матчей чемпионата мира по футболу мэрия объявила о необходимости оптимизации транспортной сети, избыточной и по соотношению парка и населения, и по сравнению с другими городами. В итоге было ликвидировано 15 автобусных маршрутов, в основном исчезли частные "пазики" и "газели", которые дублировали маршруты муниципальных автобусов. В 2023 году ту же тактику применили для трамваев: четыре маршрута отменили, высвободившиеся вагоны направили на новые ветки, проложенные в растущие районы мегаполиса.
Если автобусный парк в последние годы пополнялся благодаря нацпроекту "Безопасные качественные дороги", то с трамваями в городе просто беда. Их много - 448, но средний возраст - 38 лет, почти 70 процентов - старенькие "Татры", изготовленные еще в социалистической Чехословакии. А ведь именно трамваи в Екатеринбурге - самый востребованный вид транспорта, им пользуются 70 процентов жителей.
Сейчас, по данным мэрии, сеть общественного транспорта включает 108 маршрутов, в том числе ветку метрополитена. За прошлый год перевезено 262,3 миллиона пассажиров.
Новый этап реформы, к счастью, базируется уже не на сокращении маршрутов, а на приобретении новых современных машин: в следующем году закупят 395 автобусов разной вместимости, 100 трамваев и 75 современных троллейбусов. В 2025-м власти Екатеринбурга планируют потратить на развитие общественного транспорта рекордные 12 миллиардов рублей. Для сравнения: в 2019-2023 годах на эти цели расходовалось не более 1,3 миллиарда в год, а в 2018-м - всего 500 миллионов. Плоды столь скромных вложений сегодня как раз и пожинают пассажиры.
В Челябинске и пригородах, входящих в транспортную агломерацию, частных перевозчиков приводят к единому стандарту обслуживания. По регулируемому тарифу, предусматривающему штрафы за нарушение графика движения, отсутствие валидаторов и другие нарушения, работают 1204 из 1697 единиц транспорта, из 149 действующих маршрутов частники обслуживают только 38.
А вот пассажиропоток на регулируемых и нерегулируемых маршрутах почему-то отличается кардинально: на первых за прошлый год он превысил 104 миллиона человек, на вторых же составил всего 8,62 миллиона. В областном миндортрансе уверены: частные перевозчики намеренно занижают данные. Но после полного перевода транспорта на цивилизованные рельсы финансовая прозрачность будет гарантирована единой автоматизированной системой оплаты проезда.
Еще один плюс реформы - требования к возрасту и техническому состоянию машин в подконтрольной зоне устанавливают власти. Цель - убрать с дорог рассыпающиеся частные "газельки" и "пазики". К примеру, важнейшую связку Челябинска с городом-спутником Копейском в ноябре усилили новыми автобусами. На самый протяженный маршрут до парка имени Гагарина вывели сразу 22 машины большого класса, между вокзалами начали курсировать 16 средних. Всего с момента старта транспортной реформы в 2019 году в регион поступил 561 новый автобус (в ближайшие два года предстоит обновить еще 260), 70 троллейбусов (поставка еще 98 в рамках концессионного соглашения намечена на первое полугодие 2025 года), а также 170 трамваев (плюс 31 вагон местный завод поставит до конца года).
Уже по этим цифрам видно, что лучше всего обстоят дела с электротранспортом. По словам замминистра транспорта региона Александра Егорова, приоритет в реформе отдан именно экологичному электротранспорту, особенно скоростному трамваю, который в центре Челябинска будет уходить от пробок в подземный туннель.
Для ускорения движения автобусов и троллейбусов хорошим подспорьем стала и организация выделенных полос. По их протяженности - 38 километров - Челябинск уже сейчас занимает четвертое место в стране (для сравнения: в Екатеринбурге их 19,8, в Тюмени - 22,5 километра), а в 2025-м показатель доведут до 61 километра, общая же потребность оценивается в 74. Специалисты подсчитали: движение автобусов на таких участках в среднем ускоряется на 15 процентов, что увеличивает оборачиваемость машин на маршруте.Также, чтобы хотя бы частично решить проблемы перегруженности транспорта, дефицита водителей и кондукторов, на самых востребованных маршрутах используют 12 сдвоенных "гармошек", еще 15 планируется приобрести.
Самыми острыми проблемами пермские транспортники считают дефицит кадров и задержки автобусов в дорожных заторах. По данным профильного городского департамента, сегодня не хватает 450 водителей -25 процентов от штатной численности. Чтобы решить эту проблему, с 1 января шоферам и диспетчерам поднимут зарплату. Размер надбавок будет варьироваться от 10 до 25 процентов от оклада. Также решено проводить конкурсы профмастерства, победители которых получат солидную доплату. Кадровый дефицит уже привел к серьезным проблемам. Так, в декабре на одного из перевозчиков прокуратура составила протокол: в этом году он не выполнил более 1600 рейсов по муниципальному контракту.
Всего в Перми на маршруты общественного транспорта ежедневно выходят 736 автобусов и 68 трамваев. Их могло быть больше, но из-за активного дорожного строительства часть рейсов сократили. Средний возраст автобусов составляет около четырех лет, трамваев - восемь. Парк общественного транспорта регулярно обновляется, и дефицита техники нет. Частные перевозчики самостоятельно заменяют подвижной состав в соответствии с требованиями контрактов, а для муниципального за прошедшие три года приобретены 64 газовых автобуса, 16 электробусов и 44 трамвайных вагона.
В 2023 году пассажиропоток общественного транспорта Перми составил 233,8 миллиона человек, из них 30 миллионов пришлось на трамваи. Общая протяженность маршрутов - 1415,7 километра.
Тюменская агломерация активно развивается, и транспортные вопросы для нее крайне актуальны. Общая протяженность маршрутов составляет 670 километров. Трамваев в городе не было никогда, а 15 лет назад исчезли и троллейбусы. Власти объяснили такое решение несовместимостью троллейбусной сети с новой застройкой и нерентабельностью рогатого транспорта. Куда выгоднее вкладывать бюджетные средства в автобусы, и это действительно делают.
Как рассказала руководитель пресс-службы мэрии Гульнара Сидоркина, средний возраст подвижного состава - 6 лет, ежедневно на линию выходят почти 900 машин. За последние три года закуплено 396 автобусов различных модификаций, но с учетом прогнозируемого роста пассажиропотока из новых микрорайонов парк требуется еще пополнить, заменив почти половину малых и средних машин на более высокий класс. Тем более что дефицит водителей и кондукторов - около 20 процентов.
Но что точно нравится пассажирам, так это сохраняющиеся льготы на проезд. Пенсионеры пользуются транспортом бесплатно. Студенты и школьники в этом году платят по 16 и 6,2 рубля соответственно. В январе 2025-го исполнится год, как действует удобный пересадочный тариф. Тюменцы уже привыкли, что билет дорожает раз в год с 1 января ровно на рубль - прогнозируемо и не резко.
В городском бюджете 2025 года на организацию транспортного обслуживания заложено 5,3 миллиарда рублей, из них 1,8 миллиарда - компенсация за перевозку льготников. Предусмотрены средства и на лизинговые платежи транспортных компаний на обновление автопарка - 828 миллионов.
В Кургане муниципального транспорта нет - все перевозчики частные. В 2016 году их перевели на нерегулируемые тарифы: цену билета компании устанавливали сами исходя из рентабельности и делали это так часто, что постоянно вспыхивали скандалы. Люди не понимали, почему должны платить больше, если никаких улучшений в работе транспорта не произошло.
Это стало одной из причин реформы, стартовавшей в январе 2023-го. Главный ее инструмент - возвращение к единому регулируемому тарифу (правда, сейчас из 329 автобусов по нему работают лишь 250). Кстати, до реформы на линии выходили 374 автобуса, количество маршрутов уменьшилось с 62 до 59, а компаний-перевозчиков - вообще вдвое, с 24 до 12.
А вот задача обновления парка постепенно решается, и такие условия включены в муниципальные контракты с перевозчиками. Модернизация пройдет в несколько этапов. В 2023-2024 годах подвижной состав обновился на 57 процентов. 130 новых автобусов, которые комфортнее и вместительнее прежних, приобрели при поддержке областного бюджета - субсидии составили более 440 миллионов рублей.
Правда, обеспечить доступность общественного транспорта пока не удалось: скажем, из густонаселенного Заозерного района, где живет треть населения города, в часы пик практически не уехать - машины набиты битком. Также невозможно дождаться автобус после 21.00, а то и раньше. Поэтому крупные заводы доставляют своих работников на смену ведомственным транспортом.