Сергей Владимирович, ваш фильм посвящен озвучиванию анимационного кино. Откуда такое легкомысленное название?
Сергей Капков: Разумеется, озвучка - огромный труд, а заставить говорить паровозик, червячка или гриб куда сложнее, чем человека. Например, озвучивая легендарного "Ежика в тумане", Мария Виноградова вместе с режиссером Юрием Норштейном на каждую фразу делали 60-70 дублей - никто не знал, каким голосом говорит ежик, да еще такой странный. Вячеслав Невинный перед записью бегал по лестнице, обливаясь потом, чтобы лучше передать интонации запыхавшегося медведя. Именно в анимации очень важно быть характерным артистом, озорным, артистом-выдумщиком, обладающим фантазией и детской непосредственностью. Когда большие актеры готовы лишний раз подурачиться, выигрывают все, и в первую очередь зрители. А вот когда в современные мультфильмы приглашают медийную персону, но ее голос неузнаваем, а интонации героев не запоминаются, это провал.
Дуракаваляние не мешает работе?
Сергей Капков: Однажды я спросил Давида Яновича Черкасского: почему у вас в "Приключениях капитана Врунгеля" все рисованное, а море настоящее? Он объяснил: "Дали нам заказ - большой, на 12 серий. Ну это же классно: такие деньги! Мы три месяца пили, играли в футбол во дворе, веселились, и вдруг подходит время сдавать фильм. Все берут раскладушки, кастрюли, переезжают в студию пахать без отрыва. А море рисовать долго, сложно - решили наложить живое изображение, чтобы быстрее закончить". Многие верили творческому разгильдяйству Черкасского и даже пытались подражать. Но таким надо родиться.
Говорят, нарисованные герои часто имели реальных прототипов?
Сергей Капков: Принято считать, что Винни Пуха рисовали с Евгения Леонова, но это не так: Леонов даже не прошел первый кастинг - его голос не совпал с нарисованным персонажем. Это все потом случилось, уже во время работы. А Пятачка Ия Саввина озвучивала, имитируя хрустальный голосок и манеры Бэллы Ахмадулиной. Художник Леонид Щварцман создал старуху Шапокляк, наблюдая за тещей, а Карлсон - мультипликационное воплощение режиссера Григория Рошаля.
Почему мультфильмы нашего детства такие добрые, а герои бесконечно обаятельные?
Сергей Капков: Если вы назовете автора любого знаменитого советского мультфильма, который все любят, я скажу: это был хороший человек. Как ни банально звучит, плохие люди хороших мультфильмов не сделают. Вся наша послевоенная анимация создана мужиками, вернувшимися с фронта: кто-то без руки, кто-то без глаза, кто-то без ноги. И вот эти фронтовики нашли спасение в вымышленных анимационных мирах. В своих сказочных мультфильмах они просто вопили о гуманизме и доброте.
Фестиваль "Кинопроба" - не просто конкурс для тех, кто делает первые шаги в мире кино, не только праздник для зрителей, но и практикум, включающий огромное количество мастер-классов, лекций, лабораторий, общения с мэтрами. На встрече с Сергеем Капковым студенты Екатеринбургского театрального института заявили об огромном желании озвучивать анимационное кино. Они потребовали положить конец практике корпоративной закрытости, пообещали записать визитки и предложили именно с них начать наконец создание на "Союзмультфильме" базы голосов для озвучки. Шансов отказаться у шеф-редактора просто не было, а учитывая то, что в зале сидел директор "Союзмультфильма" Борис Машковцев (студия в этом году стала партнером "Кинопробы"), такой банк данных скоро точно появится.