Если динамическую цену в отелях отменят, командировочным придется конкурировать с туристами
Журналист Капранов: Ограничение цены в отелях приведет к появлению рынка решал
Олег Капранов
Олег Капранов / РГ
В России хотят ограничивать цены в отелях на время, пока в городе проходят крупные форумы. Как отмечают СМИ, Минэкономики планирует обсудить с участниками рынка то, как это могло бы быть сделано.

Заявлена цель защитить организаторов мероприятий, которые жалуются на дорогие отели. И вроде бы инициатива понятна. Очень многие люди сталкивались со случаями, когда на фоне ажиотажного спроса вырастают цены на товары или услуги.

Сегодня с большинством сервисов это выглядит похоже, но по сути своей является совсем иным.

Есть такая штука, она называется динамическое ценообразование. Если вкратце, то это механика, при которой цена автоматически увеличивается в зависимости от роста спроса и понижается, если спрос снижается. Эта логика позволяет сохранить доступ к услуге тем, кому она действительно важна, даже на фоне ажиотажного спроса. Да, эти услуги будут доступны по очень высокой цене, но они будут доступны.

Пример с крупным форумом. Вот есть Петербургский международный экономический форум, он проходит в Санкт-Петербурге летом, это сезон белых ночей, это туристический сезон. В эту неделю в городе оказывается огромное количество людей, которые приезжают в него по работе. И разумеется в это же время в городе довольно много туристов.

Однако турист может выбрать любую другую неделю в году для посещения Санкт-Петербурга. Турист может поехать, если ему важна именно эта неделя, в какой-то другой город. Турист может снять квартиру, этот вариант тоже всегда есть - у него нет требования строгой бухгалтерской отчетности.

А если человек едет на форум, то ему нужна именно эта неделя, именно в этом городе и еще и в гостинице, потому что нужны документы, ввиду плотного графика нужен определенный сервис, а в идеале - еще и шаттл от гостиницы до площадки форума.

Что произойдет, если будет отменена динамическая цена или будет зафиксирован ее предельный уровень? Конкуренция только вырастет, при этом командировочным придется конкурировать с туристами, которые разумеется, будут выбирать номера заранее, хоть за год. Чего командировочные себе позволить не могут, потому что планирование, бюджетирование и т. д.

Но это ладно.

А дальше мы придем к тому, что компании, у которых нет вариантов, которые должны поехать именно в эти дни, именно вот в этот город, именно вот в эти гостиницы, начнут решать вопрос как-то иначе. Потому что это рабочая задача. И "не смогла" - это не вариант.

Они будут договариваться напрямую с гостиницами, непременно возникнут какие-то посредники, которые будут брать на себя организацию всего на месте, то есть договариваться с гостиницами неофициально, заносить денег за "серый" резерв номеров и так далее.

Все это приведет к тому, что возникнет огромный рынок решал. И мы вернемся к той ситуации, которую мы можем видеть в фильмах из конца 80-х - начала 90-х, когда в гостиницах всегда нет мест, но если договориться на месте, то знающий человек все организует. Более того, их не будет даже в условиях низкого спроса, потому что кто же добровольно откажется от левого дохода?

Нужен ли нам такой номер?

Олег Капранов
Обозреватель
Поделиться