Илья Шестаков: В ДФО появится четыре логистических комплекса по перевалке рыбы

Несмотря на неудачную лососевую путину рыбопромысловые предприятия страны должны по итогам года добыть около пяти миллионов тонн продукции, что соответствует среднегодовому объему за последние шесть лет. Такие данные озвучил руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков в ходе Дальневосточного бассейнового научно-промыслового совета (ДВНПС) во Владивостоке. О перспективах развития и проблемах отрасли глава Росрыболовства рассказал корреспонденту "РГ".

Илья Васильевич, какие проекты реализованы в рамках первого и второго этапов программы "Квоты под киль"?

Илья Шестаков: На данный момент построено 32 рыбодобывающих судна, 27 заводов задействовано в программе. Для нас это очень важно, потому что идет глобальная модернизация отрасли, повышается эффективность промысла. За счет этого возникает возможность диверсифицировать производство продукции, чтобы поставлять разнообразную продукцию на внутренний и глобальный рынки.

Всего на первом этапе программы запланировано строительство 106 судов, пока мы чуть-чуть отстаем от графика. В рамках второго этапа должно быть построено 23 краболова, четыре рыбодобывающих судна и четыре рефрижератора.

Для Дальнего Востока важно и то, что здесь планируется создать четыре логистических комплекса. Это будут современные холодильные мощности с возможностью перевалки продукции, в том числе на экспорт. Надеемся, что на базе этих инфраструктурных проектов мы сможем решить ту задачу, которая перед нами давно стоит, - реализовать проект рыбной биржи.

В какие страны сейчас поставляется российская рыба?

Илья Шестаков: В целом объем добычи в нынешнем сезоне мы прогнозируем где-то на уровне пяти миллионов тонн. За последние шесть лет это среднегодовой показатель, даже неудачная лососевая путина этого года не так сильно сказалась на общем результате. Полученного объема хватит как для внутреннего рынка, так и для поставок на экспорт.

Рыбопродукция из России сегодня идет примерно в 90 стран. На Дальнем Востоке это, конечно же, азиатские партнеры - прежде всего Китай, на который приходится 50 процентов экспорта, а также Южная Корея, Япония. С Северного бассейна везем продукцию в Евросоюз. Прорабатываем возможность увеличения поставок в Латинскую Америку. Все это - наш вклад в глобальную продовольственную безопасность.

Определены ли уже окончательные сроки перезаключения договоров по рыболовным участкам под промысел лосося?

Илья Шестаков: Пока не определены. Идет обсуждение, в том числе с сенаторами и депутатами Государственной думы. Изначально мы предлагали срок для переоформления на приоритетной основе без аукционов - 2025 год. Сейчас будем смотреть исходя из экономической ситуации.

Американские СМИ пишут об обесценивании аляскинского минтая и кризисе в отрасли в целом. Кроме того, их беспокоит увеличение общих допустимых уловов (ОДУ) на следующий год для наших рыбаков. Каковы перспективы российского минтая на мировом рынке в связи с этими событиями?

Илья Шестаков: Прежде всего отмечу, что ОДУ на минтая устанавливаются Россией на основе объективных данных.

У нас работают научно-исследовательские суда, которые ведут анализ и формируют прогноз, на его основе дают цифры - сколько можно вылавливать российским рыбакам

Второй важный момент - программа реализации инвестиционных квот, строительство новых судов и рыбоперерабатывающих заводов. Все это повышает эффективность производства. У нас широкая линейка продукции, которую мы можем выпускать: сурими, филе, рыбий жир, рыбная мука и так далее. При этом мы снижаем издержки. Плюс есть возможность диверсификации поставок.

Поэтому не собираемся ни с кем конкурировать или бороться. Планомерно работаем над своей эффективностью, делаем все, чтобы рыбохозяйственная отрасль России развивалась.

Инфографика "РГ" / Рафаэль Зарипов

С 1 декабря введена обязательная маркировка рыбных консервов. Чего мы ожидаем от этой меры, скажется ли она на конечной цене продукта?

Илья Шестаков: Маркировка вводится для того, чтобы избежать контрафакта. Это основная задача. Не секрет, что на рынке действуют недобросовестные производители, которые делают подмену видов рыбной продукции. Теперь потребитель будет уверен в том товаре, который он покупает. На цене это не отразится, такая марка стоит меньше рубля.