В Петербурге будут штрафовать уклонистов от оплаты проезда по платным дорогам

В Санкт-Петербурге обсуждают законопроект о введении административных штрафов за уклонение от оплаты проезда по платным автодорогам. Необходимость в установлении такой санкции возникла в связи с предстоящим введением безбарьерного проезда по таким трассам.

Сегодня проезд по платным автомагистралям сопряжен с обязательным прохождением пунктов оплаты, оборудованных шлагбаумами. Они открываются автоматически при списывании платы со счета при помощи установленного в автомобиле транспондера - или же вручную, если проезд оплачивается через оператора, картой или наличными. Большинство платных дорог в России - трассы федерального значения. Но в последние годы платные автотрассы появляются уже внутри мегаполисов или крупных агломераций. И в этом случае вариант со шлагбаумами неизбежно приводит к возникновению пробок, порой сводящих к нулю все преимущества быстрой платной трассы. Поэтому новые дорожные проекты при организации оплаты предусматривают принцип "свободного потока".

В Санкт-Петербурге первый безбарьерный участок на платной дороге должен появиться уже в ближайшие месяцы, после ввода в эксплуатацию Витебской развязки - начального участка Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД), от Витебского проспекта до Западного скоростного диаметра (ЗСД). Плата за проезд здесь будет взиматься как при помощи обычных транспондеров, так и путем считывания камерами государственных регистрационных знаков автомобилей с последующим выставлением счета владельцу автомобиля. Его можно будет оплатить онлайн или в офисе оператора дороги. В связи с приближением запуска Витебской развязки законодательное установление штрафных санкций за нарушение правил внесения платы становится практической необходимостью.

Сегодня из более чем 66 тысяч ежедневных поездок по этой магистрали около одного процента совершается без оплаты. За год набегает примерно 267 тысяч неоплаченных поездок. Чаще всего нарушители проскакивают, плотно пристроившись сзади к машине законопослушного водителя, а иногда ломают шлагбаум вручную или таранят его своим транспортным средством. Если такое количество нарушений происходит на трассе "с препятствиями", то на безбарьерной ШМСД, куда устремятся не только машины с транспондерами, эта проблема может вообще угрожать экономической модели проекта, основанного на принципах ГЧП. И тогда убытки лягут как на концессионера, так и на город, гарантирующий "частнику" определенный оплаченный трафик.

Штраф за неисполнение обязанности по внесению платы за проезд по платным автодорогам и платным участкам автодорог в Санкт-Петербурге предлагается установить в размере 3000 рублей для физических лиц и 10 тысяч рублей - для юридических лиц. В случаях с грузовиками размер штрафа увеличится до 5000 и 15 тысяч рублей, соответственно.

Таким образом, петербургский штраф для физлиц окажется вдвое выше того, что действует в отношении аналогичных нарушителей на федеральных платных трассах. Это законно: с 1 сентября 2024 года субъекты РФ получили право устанавливать собственные штрафы за такие правонарушения, совершенные на региональных дорогах. Кстати, сумма штрафа соответствует размеру действующих санкций за неоплату платной парковки в центре Петербурга или остановку/стоянку в неразрешенном месте в целом по городу.

Чиновники заверяют, что готовы к взиманию нового штрафа. Однако комитету по транспорту для его корректного администрирования предстоит еще договориться с операторами трасс и органами внутренних дел о передаче персональных данных автовладельцев. Вопросы возникли и к механизму реализации закона. Дело в том, что оба платных городских автобана - действующий ЗСД и будущая ШМСД - являются, как уже говорилось, по сути частными проектами. То есть городские структуры должны будут штрафовать нарушителей правил пользования частной собственностью. "Непонятно, на кого мы возлагаем полномочия... Непонятно, как с частного объекта город будет получать штрафы", - отметил депутат Александр Ходосок. Он также поставил под сомнение цифру прогнозируемых нарушений, положенную в основу "штрафных" расчетов.

Эксперты высказали опасения, что введение безбарьерного проезда может привести к тому, что нарушителями поневоле окажутся тысячи автомобилистов, привычно ожидающих увидеть на платной дороге пункты пропуска со шлагбаумами. Его поднятие само по себе гарантирует корректность совершенной оплаты, а отсутствие такого подтверждения будет вселять тревогу - не прилетит ли штраф? Система выставления счетов за проезд постфактум, по госномерам машин, также потребует времени на отладку. Перспектива выставления необоснованных штрафов, если их окажется много, может привести к росту социальной напряженности, ведь речь идет об интенсивном движении внутри города.

Глава комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Алексей Цивилев отметил, что стоимость проезда по платным дорогам и так достаточно высока, а введение штрафов станет еще одной статьей расходов для автомобилистов.

В ходе рассмотрения документа на заседании постоянной комиссии был высказан целый ряд предложений и дополнений. Документ был доработан с их учетом и представлен в бюджетно-финансовый комитет, который принял решение внести его на рассмотрение депутатов Заксобрания Петербурга.