Социальную франшизу из Югры признали лучшей в стране

Жительница Нижневартовска с ОВЗ Елена Рожкова благодаря господдержке открыла мастерскую по изготовлению ключей и заточке ножей, которая со временем превратилась в городскую сеть.

- После аварии получила вторую группу инвалидности, ни одна вакансия мне не подходила, скажем, я не хотела быть вахтером. Тогда мы с мужем решили начать свое дело, - рассказывает Елена. - На самом раннем этапе пришел на помощь фонд "Мой бизнес": я прошла обучение и зарегистрировала ИП. Со временем штат стал расширяться, мы открыли в городе четыре точки.

Елена убеждена: статус соцпредприятия нужно давать бизнесменам, которые сами являются инвалидами и принимают на работу особенный персонал. Ее услышали

Почти все сотрудники Рожковой с серьезными диагнозами. Так, один из лучших мастеров почти не слышит и имеет проблемы с речью. Раньше он принимал заказы только письменно, клиенты общались с ним через текстовый редактор в смартфоне. Сейчас на помощь пришли новые технологии: заказчик наговаривает, что ему нужно, на специальный планшет-текстофон. Парень поначалу был очень застенчивым, а теперь поборол это. Работа обеспечила ему не только стабильный доход, но и социализацию.

Несмотря на наем людей с ограниченными возможностями здоровья, мастерская долго не считалась социальным предприятием: определяющим был вид деятельности. Но вартовчанка активно продвигала идею: такой статус нужно давать и бизнесменам, которые сами являются инвалидами и принимают на работу особенный персонал. Ее услышали. В новом статусе Елена получила грант - полмиллиона рублей на лазер для гравировки и окончила Школу социального предпринимательства.

- Писала новый бизнес-план, строила финансовую модель. Наставник сказала: "Проект классный, ты должна о нем говорить, но ты сидишь и молчишь. А кто-то наверняка взял бы твой опыт и повторил". Вот так меня и вдохновили, - рассказывает предпринимательница.

Рожкова подала заявку на конкурс "Мой добрый бизнес" и выиграла - ее проект признали лучшей социальной франшизой страны. Но югорчанка на этом не остановилась: описала проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели с ОВЗ, и экономически обосновала необходимость создания отдельной госпрограммы по развитию социальных франшиз. Ее предложения включили в топ-100 всероссийского форума "Сильные идеи для нового времени", поскольку они затрагивают огромный пласт общества: от родителей, воспитывающих особенных детей, до участников СВО, получивших тяжелые ранения.

Кстати

Опыт Югры по созданию альтернативных возможностей трудоустройства инвалидов вошел в список управленческих практик платформы "Смартека". По закону в компаниях с численностью персонала более 35 человек не менее двух процентов сотрудников должны быть с ОВЗ. Однако бывает, что производственная технология или условия труда этого не позволяют. В таком случае работодатель может в счет квоты профинансировать создание рабочих мест для инвалидов в других организациях. По данным департамента труда и занятости населения ХМАО, в 2022 году было заключено 94 договора о найме особенных работников, в 2023-м - 123. В целом за два года работодатели трудоустроили 1,6 тысячи югорчан с ОВЗ, с начала 2024-го - еще 577 человек.