По данным Банка России, с июля по сентябрь этого года банкам удалось отразить 16,1 млн атак кибермошенников на счета россиян и предотвратить кражу 4,9 трлн рублей. Объем спасенных денежных средств в 3 раза больше, чем год назад.
Среди тех, кто распознал мошенников, 29% опрошенных удалось сделать это в первые 5 минут диалога. Годом ранее респондентов из этой группы было всего 8%. Почти четверти участников опроса понадобилось от часа до 3 часов, чтобы понять, что кто-то пытается выманить деньги. При этом в большинстве случаев решающую роль в спасении средств сыграли близкие, с которыми потенциальная жертва поделилась проблемой. Сутки и более длительное время на распознавание мошенника ушло у 12% респондентов.
Кроме того, 32% столкнувшихся с мошенничеством избежали потери средств благодаря сотрудникам банков, которые предупредили о рисках, связанных с кибермошенничеством, на этапе снятия денег или оформления кредита. В 2023 году таких респондентов было 18%.
Согласно опросу, 56% распознали кибермошенников по шаблонным легендам, о которых ранее читали или слышали от родственников и знакомых. Еще 18% вычислили злоумышленников по ошибкам в письменной речи, а 16% - по присланным "документам из банков". Большинство участников опроса из этой группы смутила печать Банка России на "выписке с банковского счета".
Среди тех, кто не попался на уловки мошенников, 56% признались, что, возможно, стали бы их жертвами год назад, потому что не имели достаточного уровня осведомленности в вопросах финансовой безопасности.
Из той группы респондентов, кто потерял деньги в результате взаимодействия со злоумышленниками, 44% признались, что сначала перевели деньги со своих счетов, а потом пошли брать кредиты, чтобы передать деньги злоумышленникам. Почти треть опрошенных ограничились переводом денег со своей карты на счет мошенников, после чего поняли, с кем имеют дело, а 24% узнали, что стали жертвой обмана, только после беседы с родственниками, друзьями или полицией.
Для того чтобы обезопасить себя от мошенников, генеральный директор Ассоциации развития финансовой грамотности Вениамин Каганов рекомендует следовать следующим правилам. Во-первых, если вам звонит представитель правоохранительных органов, Банка России, Социального Фонда России или любого другого органа власти и сообщает о финансовых угрозах, - это 100% мошенник. Кладите трубку. Если звонит сотрудник банка - просите добавочный номер, кладите трубку и перезванивайте через общий номер, указанный на обороте карты, если хотите уточнить информацию.
Во-вторых, по телефону никогда никому не сообщайте коды из СМС или иную конфиденциальную информацию: логин и пароль к онлайн-банку, данные банковских карт, паспортные данные. Кроме того, будьте бдительны: мошенники не обязательно пугают потерей денег. Иногда они предлагают уникальные товары на уникальных условиях. Среди маркеров будущей потери денег Каганов отмечает следующее: вас могут торопить. Например, говорить, что это "последняя возможность", "скидка сгорит через 10 минут"). Также вам могут предлагать эксклюзивные условия - "вы наш 1000-й клиент", "программа специально для пенсионеров - ветеранов труда" и другие уникальные возможности. Если хотите все-таки проверить информацию - поручите это не заинтересованному в покупке близкому человеку.
Вице-президент - начальник управления защиты корпоративных интересов ВТБ Дмитрий Ревякин также призывает никогда не следовать инструкциям, которые дают незнакомцы по телефону или в мессенджерах, в том числе о снятии и переводе денежных средств, приобретении акций, установке каких-либо приложений на компьютер или мобильный телефон. Все это мошеннические схемы, поэтому лучшим решением будет прекратить общение и сообщить о состоявшемся диалоге в банк.
Если вы все же стали жертвой мошенников, Каганов советует как можно раньше обратиться в банк - возможно, его сотрудники успеют связаться с банком-получателя перевода до того, как он снимет или выведет деньги со своего счета. В этом случае операции по счету будут приостановлены до выяснения обстоятельств. Если все же деньги вернуть не удалось, нужно идти с заявлением в полицию. Для этого с собой необходимо взять копию договора банковского обслуживания, выписку с банковского счета, подтверждающую совершение перевода, а также желательно получить выписку звонков у оператора сотовой связи.