На днях аэропорт Домодедово сообщил о новой услуге по сопровождению опаздывающих пассажиров. За 7,5 тыс. рублей сотрудники готовы встретить опаздывающего на привокзальной площади, парковке или платформе "Аэроэкспресса", оказать максимум содействия при прохождении предполетных формальностей и провести по самому короткому пути до выхода на посадку. Услугой можно воспользоваться при имеющейся онлайн регистрации на рейс, отсутствии багажа и, если до вылета осталось не менее 40 минут на внутренних рейсах и не менее 60 - на международных. Если же пассажиру необходима регистрация и сдача багажа - то не позднее чем за 15 минут до окончания регистрации. Заказать такую услугу можно не позднее чем за час до вылета. Как пояснили "РГ" в пресс-службе аэропорта, сервис рассчитан на путешественников, у которых в силу обстоятельств возникает риск не успеть на свой рейс.
"Мы ожидаем, что новая услуга будет востребована - это видно уже по первым откликам пассажиров. При этом мы подчеркиваем, что это не услуга прохода "без очереди". Все предполетные формальности опаздывающий пассажир в сопровождении сотрудника аэропорта проходит в полном объеме", - отметила директор по внешним коммуникациям "Домодедово Коммершл Сервисиз" Татьяна Ризван.
Иными словами, сервис не гарантирует, что пассажир успеет на свой рейс. В этом случае деньги вернут, указано в правилах. В соцсетях при обсуждении этой новости даже устроили голосование, в котором приняли участие более тысячи человек. Из опроса следует, что только 5% пассажиров готовы заплатить любые деньги, чтобы попасть на рейс, большинство же указало, что такая услуга не нужна. Многие в комментариях написали, что наоборот приезжают в аэропорт всегда за несколько часов, а если уж опаздывают на самолет - "значит не судьба".
Услуга сопровождения опаздывающего пассажира, или FastTrack, действует уже во многих международных аэропортах России. Так, например, в тюменском Рощино и челябинском Курчатове прохождение предполетных формальностей в ускоренном режиме и без очередей с посещением зала повышенного комфорта стоит 3,75 тыс. рублей, без зала - 1,5 тыс. рублей, в новосибирском Толмачево - 4,5 тыс. и 2 тыс. рублей соответственно. В петербургском Пулково пройти все предполетные и послеполетные формальности вне основного потока пассажиров и в сопровождении сотрудника аэропорта на внутренних рейсах стоит 10 тыс. рублей, на международных - 15 тысяч. При этом, если заявка оформлена менее чем за 24 часа, стоимость услуги увеличивается на 3 тыс. рублей, а посещение бизнес-салона повышает цену еще на 2 тысячи.
В пресс-службе Шереметьево "РГ" сообщили, что в текущем году внедрение подобной услуги в аэропорту не запланировано, там мол и так своевременно информируют пассажиров о необходимости заблаговременного прибытия с учетом разных факторов: пиковых перевозок, погодных условий и дорожной ситуации.
Руководитель портала "Авиация России" Андрей Величко признался, что к новости о внедрении услуги по сопровождению пассажиров в Домодедово отнесся с большой долей скептицизма, потому что сразу возник вопрос - а кто за такие деньги будет ею пользоваться?
"Я не наблюдаю, что у нас большое количество пассажиров опаздывают на самолеты. Такая услуга может понадобиться только не бедному и очень занятому человеку. В целом же, я не думаю, что эта услуга будет востребована", - говорит он.
Исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев рассказал, что точной статистики по опаздывающим на рейс нет. В целом, по его данным, не являются на рейс около 4-5% пассажиров, из них опоздавших может быть около 1-2%.
"В аэропортах часто можно слышать, как до последнего момента пытаются докричаться до пассажиров, которые зарегистрировались, но не пришли на посадку. Поэтому мы видим, что проблема существует, и в принципе это хорошо, что есть определенная возможность сэкономить 5-7 минут за счет ускорения прохождения формальностей, но не их упрощения", - отметил он.
Эта услуга, по его мнению, может быть востребована в больших, загруженных аэропортах, особенно в периоды пиковых нагрузок. Что же касается стоимости, то ее нужно сопоставлять с ценой билета, но в большинстве случаев заплатить за FastTrack выгоднее, чем потерять перелет.
По словам Пантелеева, теоретически могла бы быть актуальна еще и услуга провоза опаздывающего пассажира на электрокаре по терминалу или доставка на индивидуальном микроавтобусе к самому самолету. Но это применимо не для всех случаев и аэровокзальных комплексов.
Ранее гендиректор компании "Воздушные ворота Северной столицы", управляющей Пулково, Леонид Сергеев сказал, что использование биометрии могло бы значительно ускорить прохождение досмотра и сократить операционные затраты аэропортов. Пантелеев согласен, что электронная идентификация пассажиров, когда вместо неоднократного предъявления паспорта нужно просто постоять перед видеокамерой, сможет ускорить обслуживание. И в сочинском аэропорту, по его данным, такую процедуру уже отрабатывают в тестовом режиме.
Величко тоже считает, что ускорение прохождения предполетных процедур возможно за счет цифровизации.
"От досмотровых процедур никуда не денешься, их ускорить получится, только если увеличить количество зон досмотра. Но оптимизировать другие процессы - вполне реально", - говорит он.
Величко пояснил, что сейчас многие регистрируются на рейс онлайн, и в аэропортах уже начали внедрять услугу прохода по электронным посадочным талонам, предъявить которые можно с экрана мобильного телефона. В декабре об этом сообщили в пресс-службе аэропорта Внуково, подчеркнув, что благодаря этому "сократилось время прохождения предполетных формальностей, уменьшились очереди на стойках регистрации, а также минимизировалось время посадки в самолет".
"Я думаю, что наиболее узкое место - это прохождение регистрации на рейс. И в электронных средствах прохождения на рейс должны быть заинтересованы в первую очередь бюджетные компании, лоукостеры, так как это уменьшает и время стоянки в аэропорту", - подчеркнул Величко.