Отечественный рынок продаж электроинструментов показал уверенный рост

В последние годы ассортимент электрооборудования для ремонта квартир и садовых работ на российском рынке меняется. Связано это с рядом причин, включая пандемию коронавируса, введение западных санкций и уход некоторых иностранных брендов с российского рынка. Однако аналитики отмечают, что отечественный рынок, несмотря на перечисленные трудности, сохраняет свои главные особенности - значительную емкость и довольно высокую конкуренцию.
электроинструменты
iStock

За последние 10 лет рынок электроинструментов и садовой техники в России пережил как падения, так и подъемы. Вот и сейчас наблюдается очередной подъем после небольшого спада, наметившегося в 2022 году. Тогда ассортимент на рынке несколько сократился, поскольку ряд западных производителей, среди которых, например, были известные бренды Bosch, Dewalt и Stihl, объявил о временной приостановке поставок и прекратил инвестировать в российские проекты.

Это не могло не отразиться на состоянии рынка, поскольку примерно 30% на нем занимала иностранная техника. Главная проблема заключалась в том, что вендоры ушли с российского рынка, оставив своих покупателей без гарантийного ремонта, обслуживания и запчастей. Тем не менее, потребительский спрос на продукцию известных брендов был и остается высоким. Западная продукция дороже товаров российских и китайских производителей, но она берет популярностью и репутацией бренда, качеством и надежностью.

После ухода из России части западных компаний, фактически остановивших поставки инструмента и комплектующих, рынок впал в полосу турбулентности. Какое-то время на полки отечественных магазинов поступали лишь остатки западной техники со складов. Дефицита товаров удалось избежать за счет увеличения поставок из Китая и параллельного импорта. И уже в прошлом году ситуация начала меняться к лучшему.

По данным Ассоциации торговых компаний и производителей электроинструмента и средств малой механизации (РАТПЭ), которая анализирует и данные по импорту, в 2023 году рынок садовой техники и электроинструментов в России вырос на 35% по отношению к 2022 году - продано было 23,9 миллиона единиц товаров.

Особенно заметен рост спроса на садовую технику. Еще 10 лет назад триммеры, газонокосилки и другие инструменты воспринимались как экзотика, а сегодня они имеются во многих частных домах. Рост продаж такой техники в 2023 году, по данным РАТПЭ, составил 38% - всего было продано 9,9 миллиона единиц такой техники. Так рынок отреагировал на то, что часть компаний наладила цепочки поставок инструмента в Россию через Китай и страны Ближнего Востока.

В первом полугодии 2024 года динамика продаж, а это ключевой показатель состояния рынка электроинструментов и садовой техники, продемонстрировала разнонаправленную статистику. Если в одном сегменте она выросла, то в другом, наоборот, просела. По данным РАТПЭ, после сверхуспешного прошлого года продажи электроинструментов снизились на 19%, но одновременно зафиксирован рост на 18% продаж садовой техники. Во втором полугодии ситуация начала меняться, что свидетельствует о новом витке турбулентности рынка. Например, на проходившей в начале октября традиционной выставке ToolMash - 2024 было озвучено, что уровень продаж электроинструментов в специализированных магазинах к началу осени вырос на 1,3%.

В целом ситуация на отечественном рынке соответствует ситуации на мировом рынке. Так, агентство Spherical Insights прогнозирует рост глобального рынка электроинструментов с 37,3 млрд долларов в 2022 году до 65,79 млрд долларов к 2032 году. Ожидается, что быстрее всего будет расти рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, следовательно, мы вправе ожидать роста российского рынка.

По данным маркетингового исследования РБК, на нем сейчас сформировалась импортоориентированная модель, большую часть рынка составляет продукция зарубежных производителей. В структуре рынка в 2023 году объем импортных поставок превышал внутреннее производство в 108,7 раза, а сальдо торгового баланса было отрицательным и составляло 24,3 млн штук.

И здесь стоит снова вспомнить о том, что ряд западных брендов ушел из России, оставив, в том числе, свои активы. Однако они как работали на нашу страну, так и будут работать. Разница в подходах очевидна - на Западе активы российского бизнеса отбирают без стеснения, зачастую пытаясь обойти собственные законы. В России же созданы правовые механизмы передачи управления активами новым собственникам. А процесс базируется не только на специальном правовом регулировании, но и, что не менее важно, на принципе добровольности передачи активов их бывшими собственниками в каждом конкретном случае.

Таких примеров достаточно во многих отраслях. Говоря же о рынке электроинструментов, можно отметить потенциальную продажу своего бизнеса в России немецким брендом Metabo (ООО "Метабо Евразия"), известным лидером в сфере производства электроинструментов. Как пишут СМИ, эта продажа может стать одной из самых громких сделок ближайшего будущего, а статусный лот наверняка вызовет на рынке оживление. По данным СМИ, потенциальным покупателем может выступить бренд Ryobi, входящий в китайский холдинг TTI Group. Новым хозяином немецкого бренда вполне может оказаться и российский предприниматель Герасим Богомолов, учредитель и гендиректор нескольких компаний по продаже запчастей, электроинструмента в Екатеринбурге (ООО "Нова"), ДНР (ООО "Лагерь Парк Героев") и т.д.

В любом случае, на рынке электроинструментов, как и в других секторах экономики, перед российским бизнесом открываются новые возможности. Он может занять ниши, освободившиеся после ухода западных брендов. Данный фактор уже определяет и будет определять в ближайшие годы состояние отечественного рынка садового и электроинструментов.

Уникальная возможность заместить западных производителей появилась и у азиатского бизнеса, с которым Россия продолжает наращивать деловое сотрудничество. Лидером по импортным поставкам электроинструментов в Россию в 2023 году, кстати, стал Китай, на долю которого пришлось более 87% всех поставок.

Подводя предварительные итоги 2024 года, можно отметить, что ассортимент инструментов значительно расширился. Если в 2021 году свои товары россиянам предлагали 115 брендов, то сегодня, с учетом маркетплейсов, покупатели могут выбрать инструменты почти 900 торговых марок.

Трендом стало замещение бензиновой техники на электрическую, наметившееся несколько лет назад. Потребителя привлекает то, что электроинструмент экологичен, работает тише и без сильной вибрации, к тому же не надо тратиться на бензин и масло.

Еще одной особенностью года аналитики называют то, что россияне стали чаще приобретать промышленный инструмент отечественных и китайских марок, причем все выше спрос на товары среднего качества - надежный, но не сверхдорогой инструмент без избыточных характеристик.