Петербург синхронизировал темпы строительства жилья, дорог и социальных объектов

Александр Беглов: Строительная отрасль остается одной из основ экономики Санкт-Петербурга
Александр Беглов: Строительная отрасль остается одной из основ экономики Санкт-Петербурга / Предоставлено администрацией Санкт-Петербурга

В этом году в Петербурге будет введено в строй 2,68 миллиона квадратных метров жилья - это плановый показатель Минстроя России. Как сообщил губернатор Северной столицы Александр Бегов, подводя итоги 2024-го строительного года, на начало декабря уровень выполнения годового плана составил 89 процентов, однако до конца года плановые показатели будут достигнуты. Тем самым региону удается сохранять лидерские позиции по жилищному строительству в целом по стране, и строительная отрасль остается одной из основ городской экономики.

При этом в Смольном не отрицают, что бурное жилищное строительство в течение как минимум предыдущих двух десятилетий велось без учета потребностей новых микрорайонов в объектах социальной инфраструктуры: детских садах, школах, поликлиниках. Ликвидация создавшегося дисбаланса стала одним из ключевых направлений работы городского правительства, и в этом году проблема была решена. В строительстве опережающими темпами больше нет необходимости - за последние пять лет введено в строй 400 социальных объектов, и город выходит на плановую работу.

Благодаря усилиям власти и бизнеса в Петербурге полностью ликвидирован дисбаланс между строительством жилья и социальных объектов. Фото: Предоставлено администрацией Санкт-Петербурга

Несмотря на сложности, петербургским властям удалось создать прочную основу развития строительного бизнеса в Северной столице, и в этом году в Петербурге сдаются в эксплуатацию сто социальных объектов, в том числе 37 школ и 57 детских садов - это рекорд, начинают работу 14 новых медицинских учреждений: поликлиники, офисы врачей, три станции скорой помощи. В следующем году темпы вырастут практически в полтора раза - планируется ввести в строй 145 новых социальных объектов.

Более того, город фактически отказывается от проектов безликой типовой застройки. Новые школы и детские сады получают индивидуальные дизайн-проекты, над которыми работают как дизайнеры и строители, так и представители сферы образования.

- Прошло время однотипных, безликих школ и садов. Сегодня все школы возводятся по индивидуальным дизайн-проектам, поэтому каждое образовательное учреждение имеет свой оригинальный узнаваемый вид, - поясняет градоначальник. - Все современные школы в настоящее время обязательно оснащаются бассейнами. Строительный комплекс Ленинграда - Петербурга в любые времена отличался высоким уровнем профессионализма. Благодаря этому Северная столица сохраняет лидирующие позиции в различных сферах отрасли и задает стандарты качества.

Наиболее высокотехнологичный раздел Адресной инвестиционной программы Санкт-Петербурга - больницы. Сейчас в разных районах города строится одновременно три многопрофильных стационара. Во всех случаях медицинские технологии, которые будут применятся, закладываются совместно с врачами на этапах проектирования, отметил председатель комитета по строительству Санкт-Петербурга Игорь Креславский, причем учитываются все нюансы вплоть до подбора оборудования, импортного или отечественного.

Новый корпус-трансформер больницы №40 в Сестрорецке примет первых пациентов уже в январе. Фото: Предоставлено администрацией Санкт-Петербурга

Новый корпус-трансформер 40-й больницы в Сестрорецке примет первых пациентов уже в январе будущего года, детский центр хирургии врожденных пороков развития и восстановительного лечения при Детской городской больнице№1 на Авангардной откроется для пациентов до конца 2025 года, высокотехнологичный медкорпус СПб ГБУЗ "Городская больница № 15" - в 2026 году.

- У этой больницы были старые корпуса, врачи работали в очень плохих условиях, - напомнил Креславский. - Сейчас мы их снесли и строим новую комфортную больницу. Отмечу, что в этом районе, на юге города, стационаров нет больше, поэтому она очень востребована.

Южная часть Северной столицы сейчас вообще развивается наиболее активно: здесь уже заложен ИТМО Хайпарк - научно-образовательный инновационный центр мирового уровня, который станет ядром новой Технологической долины, будет построен кампус СПбГУ. Связь с городом обеспечит новая скоростная трамвайная линия "Купчино - Шушары - Славянка". Первый этап линии, как и планировалось, будет завершен в конце 2025 года. Кроме того, на юге города завершается сооружение транспортной развязки на пересечении Петрозаводского и Лагерного шоссе и Московско-Дунайской развязки реконструированы два участка Колпинского шоссе. Также в этом году сдано рекордное количество новых дорожных объектов - 12 дорог общей длиной 22 километра, отремонтировано около ста, в том числе такие важные транспортные магистрали, как Лиговский, Чкаловский и Приморский проспекты, по поручению президента России крупнейшее обновление в своей истории переживает Кронштадт.

Приоритетными направлениями в сфере транспортного строительства для Петербурга на ближайшую перспективу остаются строительство новых станций метро, а также реализация крупных инфраструктурных мегапроектов - высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва - Санкт-Петербург и Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД). Вместе с новыми и реконструированными магистралями Северной столицы они продолжат усиливать транспортный каркас мегаполиса, темпы развития которого продолжают увеличиваться.

Первый этап скоростной трамвайной линия "Купчино - Шушары - Славянка", как и планировалось, будет завершен в конце 2025 года. Фото: Предоставлено администрацией Санкт-Петербурга

Первый этап сооружения ШМСД уже практически завершен. Движение по Витебской развязке откроется до конца уходящего года. Концессионное соглашение для дальнейшей реализации проекта было подписано в конце ноября, и строительство второй, третьей и четвертой очереди этой важной транспортной артерии города начнется в 2025 году.

- С вводом в строй всех этапов магистрали центр Петербурга будет разгружен от транзитного транспорта, - отмечают в Смольном. - Также будет создан современный транспортный логистический коридор между Западным скоростным диаметром, КАД и Мурманским шоссе. Кроме того, ШМСД обеспечит прямую связь восточных районов с югом города.

Проект ШМСД получил всестороннюю поддержку федерального центра. Также под контролем президента находится развитие петербургского метрополитена - по поручению главы государства "подземка" должна дотянуться сначала до конгреснно-выставочного комплекса "Экспофорум" и аэропорта Пулково, а в перспективе - до Царского села.

В настоящее время "Метрострой Северной Столицы" (МССС) завершает работы на участке до новой станции "Горный институт", сейчас там идет монтаж эскалаторов, а первые пробные поезда уже преодолели новую дистанцию.

- Город последовательно решает поставленную президентом России масштабную задачу по развитию метро. Работы ведутся сразу на нескольких линиях, в том числе началась проходка нового участка Красносельско-Калининской линии, - подчернул Беглов. - Всего в Петербурге до 2032 года планируем построить 20 новых станций и реконструировать 12 действующих.

На строительстве продолжения Невско-Василеостровской линии от "Беговой" до "Каменки" через станцию "Богатырская" работает щит "Надежда", новые щиты сейчас изготавливаются в Петербурге на Обуховском заводе в рамках программы импортозамещения. Одновременно идет строительство станций "Путиловская" и "Юго-Западная" на Красносельско-Калининской линии - это будет новая, шестая линия петербургского метро. В феврале нынешнего года состоялся запуск проходческого щита КТ-1 для ее продолжения от "Путиловской" в сторону будущей станции "Каретная". Позднее к нему присоединили еще один механизированный комплекс, чтобы ускорить темпы работ. С советских времен это первый участок петербургского метро, который прокладывается с нуля.

- После одобрения госэкспертизы механизмы пройдут четыре станции: "Броневую", "Заставскую", "Боровую" и "Каретную", - сообщили в правительстве Санкт-Петербурга.

Тем временем

Проект строительства ВСМ в этом году перешел в активную стадию реализации.

- Из центра Москвы в центр Петербурга за 2 часа 15 минут - это совершенно другой уровень развития столичных агломераций и включение в них ряда субъектов, - отметил губернатор Северной столицы. - Магистраль изменит экономику всех регионов, по которым пройдет. В частности, мы рассчитываем на 25-процетный рост туристического потока из столицы.