Российская компания заняла второе место в мировом рейтинге поискового трафика

Американская IT-компания Cloudflare опубликовала отчет за 2024 год, посвященный ключевым тенденциям в интернете. Один из рейтингов - "Доля рынка поисковых систем", второе место в котором заняла российская компания, неожиданно обогнав Baidu и Bing.

Так, на первую строчку традиционно попал Google, заняв 88,5% мирового рынка, а на вторую - Yandex с 3,1%. За ними идут Baidu (2,7%), Bing (2,6%) и DuckDuckGo (0,9%). На другие поисковые системы пришлось примерно 2,2%.

"Наша методология использует заголовок Referer для идентификации поисковой системы, отправляющей трафик на сайты и приложения клиентов", - уточнили аналитики.

Пресс-служба российского поисковика рассказала, что в третьем квартале его доля среди поисковых систем в России составила 65,51%. Она увеличилась на 2,9 процентных пункта год к году, что стало рекордом доли сервиса с 2015 года.

Такие показатели обусловлены несколькими факторами, отметили в компании. Во-первых, в этом году в результаты выдачи были добавлены новые тематические блоки со всей необходимой информацией по поиску товаров, медицинских и финансовых услуг. Во-вторых, активно развиваются продукты на базе нейросетей.

Управляющий директор Hybrid Россия, вице-президент по программатик-технологиям в мире Дмитрий Федосеев сказал, что догнать Google, лидирующего с огромным отрывов, в ближайшие годы не представляется возможным. Он объяснил это тем, что поисковая система американского IT-гиганта интегрирована в большое количество браузеров и операционных систем, в том числе мобильных девайсов. Это позволяет ему занимать существенную долю рынка. У российского же поисковика все равно есть перспективы роста в международном масштабе.

"Он сейчас активно использует свои возможности экспансии в мире, продвигая не только поисковые сервисы, но и другие, такие как такси, доставка. Это позволяет увеличивать узнаваемость бренда и, как следствие, вероятность использования поисковых сервисов", - добавил эксперт.

По его словам, однако, нужно адекватно оценивать ситуацию: отнять существенную долю поискового спроса у Google непросто, это займет много времени.

В первую очередь компании необходимо использовать все более совершенные алгоритмы поиска на базе искусственного интеллекта и машинного обучения и обеспечивать высокое качество выдачи данных. Также необходимо развивать голосовые интерфейсы взаимодействия и интегрировать поисковик с различными "умными" устройствами - это обеспечит широту охвата. На локальном же рынке важную роль играет импортозамещение, уверена генеральный директор финтех разработчика и интегратора Fork-Tech Кристина Коваленко.

При этом, как считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин, рост российского поисковика внутри страны приостановится. В других же странах он продолжится.

"Расти де-факто некуда. Скорее всего, мы не увидим какого-то взлета потребления, потому что количество людей ограничено, к сожалению. И рост возможен только за счет того, что либо будет большее количество людей, либо эти люди будут активнее искать в интернете, а активнее искать невозможно, людей тоже не становится больше", - сказал он.

Операционный директор "Рейтинга Рунета" Анатолий Денисов добавил, что судить о реальных показателях, опираясь только на представленную статистику, довольно сложно, так как она может сильно меняться в зависимости от того, как много владельцев сайтов в определенной стране используют этот сервис. Например, доля российского поисковика в трафике, который получили клиенты CloudFlare, к концу года немного снизилась. Это может быть связано с тем, что в ноябре Роскомнадзор рекомендовал россиянам отказаться от использования услуг американской компании.

Вместе с тем на российском рынке развивается Mail.ru, который еще в августе провел масштабное обновление: разработчики изменили внешний вид каналов коммуникации сервисов, включая Главную страницу, Покупки, Заметки и Календарь. В частности, они убрали из логотипа доменную зону - .ru, но при этом добавили в цветовую палитру обновленный синий и салатовый оттенки.